
На снимке фронтового фотокорреспондента ТАСС Михаила Савина: 26 июля 1941 года, Смоленская область, силами гражданского населения возводится очередной оборонительный рубеж для Красной Армии. http://s39.radikal.ru/i084/1108/b9/dc1863d1d087.jpg
«ЦИВИЛИСТЫ» ОБОРОНСТРОЯ
Исторический факт: НКВД СССР имело не только собственные военно-строительные формирования, но и такие из них, которые по вертикали замыкались отнюдь не на войска НКВД СССР, а на… органы внутренних дел.
Еженедельник МВД России «Щит и меч» провёл по этому поводу собственное журналистское расследование.
Дрались в рядах… пограничников!
До весны 1941 года свои военно-строительные части в составе союзного наркомата внутренних дел имел только Военно-строительный отдел (ранее – Главное военно-строительное управление НКВД СССР), возглавляемый генерал-майором Иваном Любым (впоследствии – видный советский военачальник и один из создателей «ядерного щита» нашего государства). В его подчинении, начиная с декабря 1940 года, находились семнадцать военно-строительных рот: под номерами с первой по пятую – в Карелии и на Кольском полуострове, а под номерами с шестой по шестнадцатую – в Восточной Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Ещё одна, 17-я по «сквозному» номеру, – дислоцировалась в киргизском Оше.
Статус этих мелких военно-строительных в/ч был определён положениями приказа НКВД СССР № 001543 от 11 декабря 1940 года: «Отдельные строительные роты ГВСУ войск НКВД, являясь военно-строительным участком УВСР, ведут войсковое пограничное строительство на особо отдалённых участках границы СССР».
Однако отсутствие таких рот вдоль основной линии западной границы отнюдь не свидетельствует об одновременном отсутствии там экстерриториальных структур ВСО НКВД СССР. Так, в частности, в зоне ответственности Управления пограничных войск НКВД Белорусской ССР (от стыка Волынской области Украины с Брестской областью Белоруссии и до литовского берега Балтики) текущее строительство для нужд воинских частей и соединений войск НКВД СССР осуществлял Белостокский окружной военно-строительный отдел. Он, помимо управления, дислоцировавшегося в столице Литвы Вильнюсе, организационно включал в себя шесть строительных участков плюс – 14-ю по номеру строительную базу.
Во главе участников стояли по два штатных офицера – начальник и политрук. Однако непосредственно сами строительные работы велись руками вольнонаёмных работников из числа местного населения. Говоря иначе, военнослужащих срочной службы среди этой категории военных строителей не было.
Многие из представителей руководящего состава Белостокского ОВСО бесследно сгинули в пекле самых первых схваток Великой Отечественной и, в том числе, - заместитель по политической части начальника 14-й строительной базы батальонный комиссар Василий Семёнович Войтехович и политруки строительных участков старшие политруки по воинскому званию (условно равно капитану) Дмитрий Тимофеевич Дынин и Фёдор Иванович Свиридов. Вот ля убедительности строка из донесения о безвозвратных потерях в отношении офицера-политработника В.С. Войтеховича: «При отходе наших частей из гор. Вильно [ныне – Вильнюс] Литовской ССР [ныне – Литовская Республика] в начале военных действий пропал без вести».
Примечательный факт: непосредственное участие в отражении немецко-фашистской агрессии на линии западной границы совместно с «зелеными фуражками» приняли сразу три отдельные военно-строительные роты войск НКВД СССР: на Мурманском направлении – 1-я и 2-я, а в рядах защитников Ленинграда – 4-я…
Что касается самого Военно-строительного отдела НКВД СССР, то он прекратил своё существование 14 ноября 1942 года, при этом его функции тогда же были переданы в Главное управление пограничных войск НКВД СССР.
Вместе с тем по состоянию, как минимум, на весну-осень 1944 года в структуре войск НКВД СССР по охране тыла действующей армии существовал целый ряд военно-строительных частей, две из которых – 21-я и 25-я отдельные строительные роты – принимали непосредственное участие в боевых действиях на фронтах битвы с фашизмом: первая в период с 29 марта по 25 сентября 1944 года, а вторая – с 20 мая и также по 25 сентября 1944 года. Но какие-либо подробности их служебно-боевой деятельности пока неизвестны.
Одновременно в Москве в мае 1944 года был создан 390-й отдельный восстановительно-строительный полк войск НКВД СССР, реорганизованный в сентябре 1945 года в одноимённый строительный. К сожалению, боевой путь данной в/ч оказался недолгим: её расформировали в августе 1948-го…
Сто тысяч поименно… не учтенных
О стройбатах Главного управления аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР нет ни строчки в военно-энциклопедической литературе. Однако недавно в распоряжении редакции оказался любопытный документ – рассекреченный текст Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года. Вот краткая цитата: «В целях обеспечения капитальных работ НКВД СССР в 1941 году Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Обязать Народный комиссариат обороны СССР сформировать в мае месяце 1941 года 100 строительных батальонов по 1000 человек каждый и передать их НКВД СССР.
2. Разрешить Народному комиссариату обороны призвать для этой цели граждан рождения 1913-1921 гг. в количестве 100000 человек из числа не принятых в Красную Армию по политико-моральным и другим причинам».
Говоря в пересказе, озвученные выше военно-строительные в/ч передавались в введение только что сформированного тем же самым Постановлением Главного управления аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР с целью строительства военных аэродромов. Таким образом, все сто тысяч стройбатовцев, призванных к июню сорок первого в распоряжение ГУАС на правах военнообязанных, оказались вне персонального учёта войск правопорядка и безопасности! Не известен даже полный перечень этих частей, хотя, по сохранившимся свидетельствам, сами батальоны были «номерными».
Военную форму в этих стройбатах носили, главным образом, только представители кадрового звена системы НКВД СССР, а бойцы и младшие командиры в основной массе, согласно архивным документам» – «в своей одежде, обуви, с двумя парами белья».
Несколько слов о первых лицах командования стройбатов. Преимущественно, ими стали кадровые чекисты, но имевшие, тем не менее, соответствующее военное образование, в том числе и уже уволенные на «гражданку» по различным причинам. Например, бывший помощник начальника УНКВД по Рязанской области (но ранее – высокопоставленный офицер-пограничник) майор запаса Александр Алексеевич Гуринов (причина увольнения из органов в марте 1939 года – арест брата жены), к тому времени уже занимавший номенклатурный пост управляющего Рязоблтоптрестом, весной 1941 года был экстренно возвращён на военную службу в органы внутренних дел с назначением на должность командира ново формирующегося в Рязани 483-го отдельного строительного батальона ГУАС НКВД СССР.
Небезынтересно, что нормативные документы предписывали размещать все эти стройбаты «средствами строительных организаций НКВД в землянках и фанерных бараках», а питание для личного состава организовывать «из временных кухонных очагов с применением чугунных котлов – за счёт продфондов НКО».
Важно отметить и то, что на строительстве аэродромов военнослужащие ГУАС НКВД СССР трудились, наряду с 400-тысячной армией заключённых («в том числе кассационных и исправтрудработников, осуждённых к отбытию наказания по месту работы на срок свыше 4-х месяцев»), 16017 польскими военнопленными (в том числе и из структур Вяземлага) и 1400-ми студентами 4-го и 5-го курсов институтов и 900-ми учащимися техникумов ГУШОСДОРа – Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР. Этого требовала крайне напряженная международная обстановка: в воздухе отчётливо пахло порохом и поэтому советское государство стремилось как можно скорее обеспечить свои ВВС необходимым количеством аэродромных комплексов.
О масштабной же глобальности начатого тогда строительства свидетельствует следующая статистика. Так, по состоянию на 15 июня 1941 года ГУАС НКВД СССР осуществляло строительство 254 аэродромов, из них: в Белоруссии – 61, на Украине – 82, в Молдавии – 8, в Прибалтике – 23, в Мурманской области и Карелии – 10, на Дальнем Востоке – 19, в Закавказье – 10, в Ленинградской области – 12, в других областях России – 29. При этом к июлю сорок первого ряд аэродромов был уже сдан в эксплуатацию!
К сожалению, судьба большинства из ста тысяч стройбатовцев из числа «васильковых фуражек» трагична: абсолютно не вооружённые и ратному делу, чаще всего, не обученные, они стали лёгкой мишенью для матёрых фашистских вояк и полегли в своём большинстве в первые же часы Великой Отечественной. Бесполезно искать их фамилии в военных архивах. Как уже говорилось выше, эта категория военнослужащих не была поимённо учтена ни в списочном составе войск НКВД СССР, ни в списочном составе РККА. Таким образом, все они и по сей день официально неучтённые безвозвратные потери советских Вооружённых Сил!
Кто-то угодил в плен. Небезынтересно, что нередко по прибытию этапа в первичный стационарный лагерь некоторые бойцы даже не знали, как ответить на вопрос лагерной администрации о своём служебном статусе: вроде призваны военкоматами по повестке, но при всём этом, будучи солдатами, носили домашнюю одежду, а не форменные обмундирование, да и оружие ни разу в руках не держали. Не мудрствуя лукаво, писаря в лагерную персональную карту советского военнопленного, как правило, вносили следующее: в графу «Воинское звание» – «Цивилист» (то есть штатский), а в графу «Воинская часть по месту службы» – «Стройбат» или «Рабочий батальон». Но искусственный «чин» цивилиста, увы, не давал в шталагах никаких ровным счётом привилегий и многие из стройбатовцев системы НКВД СССР, как и сотни тысяч других советских узников нацистских лагерей, погибли в муках от нечеловеческих условий содержания.
И всё же в ряде случаев и они, безоружные стройбатовцы, сумели оказать врагу яростное сопротивление. Вот, например, устное свидетельство, сделанное несколько лет назад в адрес еженедельника МВД России «Щит и меч» бывшим рядовым бойцом 415-го отдельного строительного батальона ГУАС НКВД СССР, Почётным гражданином города Калининграда подполковником в отставке Александром Иосифовичем Студинским: «Войну я встретил под западноукраинским городом Владимир-Волынский. Базируясь вблизи линии государственной границы, наш батальон заканчивал здесь строительство военного аэродрома для ВВС Красной Армии. Оружие у нас не было никакого, даже винтовок. Только ломы, кирки да лопаты. Тем не менее, зная это, на рассвете двадцать второго июня гитлеровцы сбросили на наш военный городок массированный воздушный десант. Потом на разровненное нами накануне лётное поле один за другим стали приземляться военно-транспортные самолёты люфтваффе с подвешенными к брюху танкетками. Через несколько минут те принялись давить нас своими гусеницами и поливать свинцом из башенных пулемётов. Одновременно с немецким десантом нам в спину ударила бандеравская банда. Вот, выходит, насколько серьёзно враг воспринимал нас, солдат из союзного НКВД, в качестве военной силы! Поскольку выбора иного не оставалось, мы дружно поднялись в рукопашную. Я находился в той горстке однополчан, которые с криком «За Родину!» сошлись в неравной схватке с бандеравцами. В ней я был ранен пулей навылет, но в горячке боль почувствовал не сразу, а только уже где-то в глубине леса, к которому мы всё-таки прорвались. Тогда-то с помощью товарищей и сделал себе перевязку, используя для этого кусок материи от нижнего белья.
Искренне сокрушаюсь, что тема ведомственных стройбатов союзного наркомата внутренних дел почему-то далеко и далеко за рамками серьёзных научных исследований, словно этих воинских частей не существовало в природе!».
Как беспристрастно свидетельствуют немногочисленные на сей счёт архивные документы, на некоторых участках вторжения немецко-фашистских войск и, например, у польского города Августов, стройбатовцы ГУАС НКВД СССР массово влились в ряды арьергардных заслонов пограничников, а 453-й отдельный строительный батальон, кроме того, даже принял 23 июня 1941 года совместно с частями Красной Армии «участие в бою с десантной группой противника в районе города Картуз-Берёза [ныне – Берёза Брестской области]».
Оказались среди наших ведомственных стройбатов и такие, которым всё же посчастливилось уцелеть от полного разгрома в приграничье. Они организованно отошли на восток, где впоследствии, главным образом, оказались влитыми или в структуры Главоборонстроя НКВД СССР, или же в состав авиационного тыла ВВС Красной Армии. Так, в частности, 483-й стройбат под командованием уже известного нам майора А.А. Гуринова осенью сорок первого где-то на Валдае был переформирован в 30-й отдельный инженерный аэродромный батальон оборонного ведомства. К слову сказать, сам Александр Алексеевич Гуринов с этого момента – представитель кадрового состава советских Военно-Воздушных Сил. Победу он встретил в погонах полковника и в должности начальника отдела аэродромной службы штаба 15-й воздушной армии. Его грудь к этому времени, помимо полученных ещё в качестве офицера-пограничника медали «ХХ лет РККА» и знака «Почётный работник ВЧК-ОГПУ», украшали пять орденов – два Красного Знамени, два Отечественной войны 1-й степени и один Красной Звезды...
Бессменные стражи фронтовых рокад
С началом Великой Отечественной своих военных строителей, но также не проходивших по персональному и численному учёту войск правопорядка и безопасности, имело в своём составе и Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД СССР. С этой целью этот Главк имел в своей структуре Военно-дорожное управление.
Предыстория же такова. В марте сорок первого в Красной Армии начался процесс расформирования дорожных частей с целью создания на их базе двух во многом параллельных структур: по линии НКВД СССР – специальных дорожно-строительных батальонов ГУШОСДОРа, а по линии НКО СССР – дорожно-эксплуатационных полков и отдельных мостостроительных батальонов.
Среди многих других задач, которые государством были тогда поставлены перед стройбатовцами ГУШОСДОРа НКВД СССР, – в максимально кратчайшие сроки построить и сдать в эксплуатацию четыре наплавных моста через Днепр и по два таких же – через Неман и Западную Двину. А с началом гитлеровской агрессии Ставка, помимо сугубо дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных работ, возложила на них ещё и функции, носящие военно-полицейский характер и, в частности, «регулирование движения на трассах».
Основной единицей в боевом расписании фронтовых структур Военно-дорожного управления ГУШОСДОРа НКВД СССР стали в тот период времени военно-дорожные отряды и местные базы данного Главка при армиях действующих фронтов. Кстати, их опыт боевого применения впоследствии во многом был востребован Красной Армией при создании таких уникальных воинских частей как «номерные» Военно-автомобильные дороги: в их состав, напомним, наряду с дорожно-эксплуатационными подразделениями были включены и, по сути, военно-полицейские в лице этапно-заградительных комендатур и рот регулировщиков дорожного движения.
На основании Постановления Государственного Комитета Обороны от 8 мая 1942 года «Об организации Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной Армии» и изданного в его исполнение приказа замнаркома обороны СССР генерал-лейтенанта интендантской службы А.В. Хрулева за № 0370 от 12 мая 1942 года Военно-дорожное управление ГУШОСДОРа НКВД СССР, управления уполномоченных и местные базы ГУШОСДОРа НКВД СССР при армиях, наряду со структурами Автодорожного управления Красной Армии, были обращены «на укомплектование Главного управления автотранспортной и дорожной службы и центральной базы при нём, управлений автотранспортной и дорожной службы фронтов и головных баз при них, отделов автотранспортной и дорожной службы армий». При этом «передаваемые в НКО шесть военно-дорожных управлений тыла ГУШОСДОРа НКВД с приданными им военно-дорожными отрядами зачислить в резерв Главнокомандования, подчинив их Главному управлению автотранспортной и дорожной службы Красной Армии».
И с этого момента дорожные строители, носившие прежде чекистские васильковые фуражки, стали военнослужащими Красной Армии…
Фронт с приставкой «Строительный»!
Снимки лета-осени 1941 года, на которых запечатлены женщины, старики и подростки, самоотверженно копающие обычными лопатами потенциально непреодолимые для гитлеровской техники противотанковые рвы, – наиболее тиражируемые из фотолетописи Великой Отечественной по теме «Тыл – фронту». Но вот только мало кто знает, что столь мощные и имевшие поистине стратегический размах оборонительные рубежи для нужд Красной Армии возводились, главным образом, под эгидой… союзного Наркомата внутренних дел!
Вот что нам удалось выяснить через бывшие спецхраны столичных архивов: полуофициальное название той функции, которую Государственный комитет обороны возложил на НКВД СССР в июле 1941 года, – Строительный фронт или же, если более кратко, – Оборонстрой.
Первым серьезным испытание новой задачей стало возведение многосоткилометрового рубежа обороны на берегах Десны для Фронта резервных армий (впоследствии на его месте – Резервный фронт 1-го формирования) – от тверского озера Селигер, что вблизи города Осташков, до брянского Почепа.
В стране на тот момент времени была только одна единственная организация, способная в силу своего производственного опыта и мощностей не просто взяться за столь колоссальный объем земляных работ, но и выполнить задание в кратчайшие сроки. Речь идет о Главном управлении лагерей гидротехнических строительств НКВД СССР, известном больше под аббревиатурой Главгидрострой. Его на тот момент времени возглавлял старший майор госбезопасности Яков Давыдович Рапопорт (впоследствии – генерал-майор инженерно-технической службы).
Уже через считанные дни Главгидрострой НКВД СССР в «нарезанной» Ставкой зоне развернул тринадцать строительных управлений. Костяк их инженерно-технического персонала составили ведущие специалисты проектных учреждений и строительств Волго-Балтпути и Волгостроя, а также строительств Клязьминской, Костромской, Буйской и Мстинской ГЭС. В ряды Строительного фронта были мобилизованы и организации двух следующих главков НКВД СССР – Главного управления промышленного строительства (и, в частности, Тихвинское, Череповецкое, Сегежское и Гдовское) и Главного управления железнодорожного строительства (в том числе, Бампроект). Задействованы были также кадры и производственные мощности ГУАС и ГУШОСДОРа НКВД СССР.
Непосредственно же на месте фортификационные работы велись руками личного состава как добровольческих формирований (рабочие отряды и колонны, состоявшие из студентов и служащих Москвы и Подмосковья, колхозников), так и ведомственных стройбатов НКВД СССР. Как правило, на один типовой район оборонительных работ приходилось по три рабочих отряда (колонны) или стройбата. При этом в непосредственной близости от передовой работали чаще всего именно бойцы-стройбатовцы, поскольку по своему служебному статусу являлись военнослужащими.
Штатские работники Оборонстроя официально именовались трудармейцами, прозванными в свою очередь в народе «рытниками» – от слова «рыть».
А теперь – свидетельство очевидца в лице профессионального строителя из столицы И.А. Рыжикова. Цитаты даются по сборнику «Смоленское сражение. 1941 год: Хроника. События. Судьбы», изданному в 2001 году Смоленским государственным музеем-заповедником» небольшим тиражом.
О трудотрядах студентов, сосредоточенных под смоленской Ельней: «Обеспечением всех прибывших на оборонительные работы всем необходимым при временном размещении возлагалось на Главгидрострой.
Москвичей расселили по окрестным деревням в хатах, на чердаках, в сараях, на сеновале. Трехразовое питание организовали по-армейскому в походных кухнях…
Работала молодёжь в целом с энтузиазмом, с большим напряжением, по 10 и более часов ежедневно, без выходных. Комсомольцы организовали соревнование между отрядами и бригадами, принимали повышенные обязательства».
О стройбатах НКВД СССР, занятых на Оборонстрое под смоленским Дорогобужем: «Вместо студентов в качестве рабочей силы здесь были строительные батальоны, сформированные из военнообязанных, непригодных по различным причинам к службе в строевых частях.
Следует отметить, что в первые месяцы войны военно-строительные части, особенно находящиеся в ведении НКВД, не имели единой структуры и определённого статуса. Часть начальствующего, в основном, высшего состава состояла в кадрах НКВД, имела воинские звания, соответствующую форму одежды. Значительная часть младшего звена и хозяйственники находились на положении вольнонаёмных. Ещё менее ясным было положение специалистов, прибывших на оборонительные работы из различных строительных организаций, которые не получали обмундирования и пайка, оплачивались не по должности, а по довоенной ставке.
Строительные батальоны рядовым составом комплектовались через военкоматы, по армейскому образцу, но имели особую рабочую форму одежды: обеспечение их существенно уступало армейскому».
В целях централизации руководства оборонительным строительством на фронтах Государственный Совет Обороны 22 августа 1941 года постановил на базе Главгидростроя создать Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР. Начальником новой структуры Ставка уже на следующий день назначила комиссара госбезопасности 2 ранга Карпа Александровича Павлова (впоследствии – генерал-полковник), который ранее занимал высокие посты в уголовно-исполнительной системе, в том числе с августа 1940 года по февраль 1941 года являлся заместителем начальника ГУЛАГа НКВД СССР. Старший же майор госбезопасности Я.Д. Рапопорт с этого момента – в статусе первого заместителя начальника ГУОБРа, но с сохранением своей прежней должности начальника Главгидростроя.
Среди задач, предписанных тем же самым Постановлением Оборонстрою:
«1. Возложить на НКВД СССР строительство оборонительных сооружений на участках:
а) от Ура Губы по линии к западу от железной дороги до станции Сорокская, Кировской ж.д.;
б) от Ладожского озера до гор. Осташков;
в) от Брянска до района севернее гор. Чернигова с упором в р. Днепр у слияния Двины с Днепром.
г) от гор. Чернигова до гор. Мелитополя».
По состоянию на 7 сентября 1941 года ГУОБРу по вертикали подчинялись пять управлений оборонительных работ (УОБР): 1-е (Северное), 2-е (Северо-Западное), 3-е (Западное), 4-е (Юго-Западное), 5-е (Южное). Каждый УОБР включал в себя управления полевых строительств (всего таковых в структуре ГУОБРа – 60), которые в свою очередь – до 12 строительных районов, организационно состоявших из трёх-пяти строительных участков.
К сожалению, судьба структур 3-го (Западного) и 4-е (Юго-Западного) управлений трагична – подавляющее большинство из их личного состава сгинуло в огне Киевского, Брянского и Вяземского «котлов», при этом, за редким исключением, погибли и сами поимённые списки частей и подразделений.
Печальная участь в те трагические дни не обошла стороной даже некоторых из высокопоставленных руководителей. Так, в частности, в ночь со 2 на 3 сентября 1941 года при возвращении из штаба Юго-Западного фронта (I ф), напоровшись на прорвавшуюся в наш глубокий тыл танковую колонну фашистов, угодил в плен заместитель начальника Главоборонстроя НКВД СССР – начальник 4-го (оно же – Юго-Западное) управления оборонительных работ майор госбезопасности П.В. Чистов. Сам он в этот момент получил ранение, в силу чего не сумел оказать какого-либо вооружённого сопротивления накинувшимся на него немецким солдатам.
А вообще безвозвратные и санитарные потери в своих рядах стройбатовцы и трудармейцы чекистского ведомства несли постоянно. И это происходило не только по причине постоянных жестоких бомбёжек и обстрелов со стороны противника, но и не в меньшей степени и от такого диагноза, как общее истощение организма. Людей массово убивали колоссальные физические и моральные перегрузки вкупе со скудным питанием. В связи с этим напомним, что в структуры Оборонстроя по воинской и трудовой мобилизации направлялись преимущественно лица старших призывных возрастов, страдающие вдобавок различными хроническими заболеваниями…
Напомним, что звание «майор госбезопасности» до февраля 1943 года условно соответствовало таким воинским званиям высшего комначсостава Красной Армии, как «комбриг» и «бригадный комиссар». В связи с этим гитлеровцами факт пленения офицера-чекиста П.В. Чистова был широко представлен пропагандистским ведомством Геббельса как захват вермахтом очень важного для большевистско-сталинского режима сапёрного генерала.
13 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР провозгласил создание на базе ГУОБРа НКВД СССР и Управления оборонительного строительства Главного военно-инженерного управления НКО СССР единого центрального органа «форсированного строительства намеченных оборонительных линий типа полевых укреплений» – Главного управления оборонительного строительства (ГУОС) при Наркомате обороны СССР. Во главе этой новой структуры Ставка поставила хорошего уже себя зарекомендовавшего на стезе Оборонстроя комиссара госбезопасности 2 ранга К.А. Павлова, а в должности его первого «зама» вновь утвердила старшего майора госбезопасности Я.Д. Рапопорта (правда, уже в ноябре сорок первого он возглавил такое крупное воинское объединение, как ново сформированная под его началом 3-я сапёрная армия!).
В подчинение ГУОБРу переходили «строительные организации НКВД, работающие по оборонительному строительству», а также «военно-полевые армейские и фронтовые строительные организации». Кроме того, новому органу поручалось «организовать сапёрную армию в 300 тысяч человек». В последнем случае, поясним, речь идёт о будущих десяти сапёрных армиях РККА.
Родина высоко отметила заслуги двух выше перечисленных генералов-чекистов как руководителей Оборонстроя. Так, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1942 года с формулировкой «За образцовое выполнение заданий правительства по строительству укреплённых рубежей» оба удостоились государственных наград: Я.Д. Рапопорт – ордена Ленина, а К.А. Павлов – ордена Красного Знамени.
На снимке фронтового фотокорреспондента ТАСС Михаила Савина: 26 июля 1941 года, Смоленская область, силами гражданского населения возводится очередной оборонительный рубеж для Красной Армии.
Учтены как… воины-чекисты
Малоизвестный факт из летописи Великой Отечественной войны: не менее чем две военно-строительные в/ч Красной Армии принимали участие в боях, находясь в составе… войск НКВД СССР. Речь в данном случае о 461-м и 463-м отдельных строительных батальонах бывшего Прибалтийского особого военного округа. Летом трагического сорок первого они в ходе героической обороны Эстонии (и, в том числе ее столицы города-порта Таллинн) дрались в рядах воинов 109-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Один из немногих, если не единственный в своем роде документ, доказывающий это, – письменный доклад командования 2-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (Ленинградский военный гарнизон) от 15 октября 1941 года в адрес заместителя начальника Главного управления внутренних войск НКВД СССР генерал-майора Александра Гульева. Хранится он в Российском государственном военном архиве в фондах войск правопорядка и безопасности, а не в Центральном архиве Министерства обороны РФ, и по этой причине практически не знаком летописцам военно-строительных формирований советских Вооруженных Сил. Вот выдержки из него: «При этом представляю именной список № 7 безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 461 и 463 отдельных строительных батальонов КА [Красной Армии]…
Указанные батальоны с июля мес. по 20 августа 1941 г. находились в оперативном подчинении 109 полка вв/мне [вверенной мне] дивизии; позднее же эти батальоны были изъяты командармом-8 в своё подчинение и составляли Таллиннскую группу войск КА в ЭССР.
Представляемые неполные сведения были получены от оперуполномоченного 461 ОСБ т. АНДРЕЕВА, спасшегося при гибели судна и прибывшего в г. Ленинград».
Среди внесенных в те скорбные списки – два комбата: комбат-261 старший лейтенант Григорий Юлианович Торренс (погиб вместе со своим комиссаром старшим политруком Арташем Аванесовичем Бабаджаняном в волнах Балтики в ходе страшного на потери Таллиннского перехода кораблей КБФ) и комбат-463 майор Андрей Андрианович Щеглов: он был смертельно ранен в боях за советскую Эстонию.
Всего в обоих списках фамилии шестнадцати человек – двенадцати офицеров и четырёх рядовых бойцов. Всех их впоследствии учли в общей статистики безвозвратных потерь войск правопорядка и безопасности, а вот по линии родного для себя оборонного ведомства те воины-стройбатовцы до сих пор, увы, проходят по пресловутой графе «без вести пропавшие», ибо «списки и сведения о личном составе этих частей [461-го и 463-го отдельных строительных батальонов] погибли вместе с начсоставом, перечисленном в списке, при эвакуации из Таллинна»…
Сергей ЛАГОДСКИЙ и Юрий РЖЕВЦЕВ.
ОТ АВТОРОВ.
Любое повествование о фронтовом подвиге военно-строительных структур союзного НКВД будет, пожалуй, не полным без упоминания о следующем малоизвестном факте: захваченные войсками вермахта в приграничье на производственных объектах ГУАС и ГУШОСДОРа НКВД СССР представители спецконтингента (заключённые, «в том числе кассационные и исправтрудработники, осуждённые к отбытию наказания по месту работы на срок свыше 4-х месяцев», и польские военнопленные), за редким исключением, безапелляционно были объявлены нацистскими палачами советскими… военнопленными и соответственно через сеть фронтшталагов и дулагов (пересыльные лагеря) их всех для последующего физического уничтожения голодом, лишениями и каторжными работами направили под вооружённым конвоем в шталаги – стационарные лагеря вермахта для пленённых «нижних чинов» противника. В лагерных персональных картах этой категории узников в графе о месте службу чаще всего значится: «Цивилист-осуждённый; работал на аэродроме». Большинство из них приняли мученическую смерть. В свою очередь таких павших в плену советское оборонное ведомство в послевоенный период на основании немецких трофейных документов внесло в общее число потерь советских Вооружённых Сил. По крайней мере, их лагерные персональные карты хранятся в настоящий момент в ЦАМО среди таких же карт погибших в немецко-фашистском плену советских военнослужащих и партизан.
По самым скромным подсчётам, угодивших в немецко-фашистский плен советских заключённых из числа содержавшихся к началу войны в лагерях, подчинённых ГУАС и ГУШОСДОРа НКВД СССР, не одна тысяча, а вот польских военнопленных гораздо меньше – несколько сотен. В последнем случае, речь исключительно о сбежавших из-под охраны во время эвакуации лагерей вглубь СССР плюс – об оставленных по пути движения этапа в местных медучреждениях раненых и серьёзно больных. Так, известно, что во время экстренной эвакуации Львовского лагеря польских военнопленных из-под охраны бежало двести представителей спецконтингента и среди них, надо полагать, находился 35-летний солдат-резервист Константы Гжеляк. Скольким сбежавшим тогда посчастливилось-таки, просочившись через фельджандармские и прочие полицейско-карательные заслоны, добраться до родных мест в растерзанной гитлеровской оккупацией Польше, неизвестно. Но вот участь подавляющего большинства выявленных и задержанных фашистами беглецов печальна: несмотря на то, что им не отказали вправе продолжать зваться «русскими военнопленными с 1939 года» (то есть чинами польской армии, содержавшимися в советском плену с осени 1939 года), тем не менее, каждому официально присвоили статус… советского (!?), а не польского военнопленного и тут же направили на уничтожение в шталаги, где выжили уже немногие. Подобную мученическую смерть принял и озвученный выше Константы Гжеляк: он умер от истощения и болезней в 17.15 8 января 1942 года в лагерном лазарете австрийского шталага-17. В 1947 году он был внесён советским оборонным ведомством в общее число безвозвратных потерь советских Вооружённых Сил как якобы красноармеец польского происхождения, погибший в нацистском плену…
Константы Гжеляк как житель польской деревни Шинкелюв:

ГЖЕЛЯК Константы/GRZELAK Konstanty (1906-1942), польский солдат, ставший польским военнопленным в СССР, но погибший как узник нацистских лагерей.
Родился 1 июня 1906 года в польской деревне Бесец. Поляк. Из крестьян. Католик. Родители: отец – Юзеф Гшеляк; в отношении же матери известна только её девичья фамилия – Кусьмерек.
Семья: супруга – Стефания Гжеляк, в 1940-х гг. проживала в польской деревне Шинкелюв; дочь – Юлита Брекеш (в девичестве – Гжеляк), по состоянию на 2010 год также проживала в польской деревне Шинкелюв. В качестве справки: ныне деревня Шинкелюв входит в состав гмины Конопница Велюньского повята Лодзинского воеводства Республики Польша.
Рост имел в 172 см, блондин, цвет глаз – зелёный. К осени 1939 года – крестьян из польской деревни Шинкелюв.
В начале сентября 1939 года в связи гитлеровской агрессией против Польши как рядовой запаса мобилизован в польскую армию. Но в том же сентябре 1939 года пленён Красной Армией где-то на Западной Украине.
К лету 1941 года содержался в одном лагерей для польских военнопленных из числа дислоцировавшихся в районе украинского города Львова и находившихся по производственной линии в подчинении ГУШОСДОРа НКВД СССР.
6 июля 1941 года пленён гитлеровцами в окрестностях Львова как «русский военнопленный с 1939 года», то есть польский солдат, содержащийся в советском плену с осени 1939 года. Однако, тем не менее, официально учтён нацистами как советский (!), а не польский военнопленный! Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 2290, л. 52.
Первоначально был помещён в лагерь шталаг-10Д (он же – 310), находившийся в немецком городе Мюнстере (ныне – в составе федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ). Присвоенный здесь лагерный номер – «22498».
В августе 1941 года подвергнут насильственной вакцинации против тифа.
С 16 октября 1941 года – узник лагеря шталаг-17А, находившегося в австрийской деревне Кайзерштайнбрух (ныне – в составе округа Нойзидль-ам-Зее федеральной земли Бургенланд Австрийской Республики), при этом с 15 ноября 1941 года – на госпитализации в лагерном лазарете. Однако диагноз в документе не указан, а только откуда доставлен сюда: «Барак 37».
Умер в 17.15 8 января 1942 года от болезней и истощения в лагерном лазарете шталага-17А.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Официальный ответ о трагической судьбе Константы Гжеляк, поступивший в послевоенный период из Германии семье этого польского солдата:
