Автор – Григорий ЗУЕВИЧ
ВЫХОД НА НОВУЮ ГРАНИЦУ В ПРЕДЕЛАХ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ
(Из документальных материалов по истории органов государственной безопасности Калининградской области)[/i]
В начале ноября 1944 года пограничные части НКВД, входившие в состав охраны тыла 2-го (II ф) и 3-го Белорусских, а также 1-го Прибалтийского фронтов вышли на довоенную границу СССР с Германией. Для возобновления ее охраны Государственный Комитет Обороны постановлением от 8 апреля 1944 года обязал НКВД СССР сформировать управления пограничных войск западных округов и пограничные отряды.
15 августа 1944 года было сформировано Управление пограничных войск НКВД Литовского округа. В его состав вошли 23-й дважды Краснознамённый, 94-й (II ф), 95-й ордена Ленина и 97-й (II ф) пограничные отряды и рота связи. Начальником войск округа был назначен генерал-майор М. Бычковский.
Выход войск округа на государственную границу и восстановление ее охраны осуществлялось поэтапно, по мере освобождения территории Литвы от противника. Главная особенность заключалась в том, что войска вначале были выставлены на охрану государственной границы между СССР и Германией, а с 12 февраля 1945 года 23-й дважды Краснознамённый, 95-й ордена Ленина пограничные отряды приступили к охране участка границы, установленной в соответствии с договором от 28 января 1928 года между бывшей Литовской Республикой и Германией.
Таким образом, после освобождения от противника Мемельского края, пограничные войска Литовского округа приняли под охрану участок границы в пределах территории Германии, завершив тем самым восстановление литовского суверенитета над территорией, отторгнутой Германией у Литвы в 1939 году.
В соответствии с Потсдамским соглашением, заключённым с 17 июля по 2 августа 1945 года лидерами трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была передана Советскому Союзу, остальные две трети – Польской Республике. Присоединение к СССР части территории Восточной Пруссии привело к значительным изменениям западного участка советской границы.
16 августа 1945 года в Москве глава НКИД СССР Вячеслав Молотов и премьер польского Временного правительства национального единства Эдвард Осубка-Моравский подписали советско-польский договор, который в общем виде определял разграничение между двумя государствами. В данном случае говорить о полноценной делимитации границы не приходится, поскольку проведенная договаривающимися сторонами на карте граница не сопровождалась исчерпывающе подробным ее описанием. Выработанные дипломатами документы, в части касающейся пограничных вопросов, были немедленно направлены в НКВД СССР для изучения и принятия соответствующих решений.
Процесс принятия под охрану нового участка границы включал два этапа:
- первый (подготовка органов к выходу на охрану границы) – с 31 августа по 28 сентября 1945 г.;
- второй (выход войск на новый участок границы и прием его под охрану) – с 28 сентября по 15 октября 1945 г.
Первый этап начался 31 августа 1945 года, когда из Главного управления пограничных войск (ГУПВ) в адрес штаба Литовского округа поступила карта с нанесенной на ней границей. После изучения документа и согласований с Уполномоченным НКВД СССР штаб округа выработал предварительные предложения о дислокации соединений и организации охраны границы. 8 сентября 1945 года согласованные с НКВД СССР дислокационные документы, а также копии полученной из Главного управления пограничных войск карты были направлены Уполномоченному НКВД СССР в Кенигсберг и начальникам 23-го дважды Краснознамённого, 95-го ордена Ленина и 97-го пограничных отрядов. Начальникам отрядов предписывалось «немедленно организовать рекогносцировочные группы во главе с начальником штаба отряда и комендантами участков для изучения участков границы и составления рабочих справок».
Справки должны были содержать сведения об изменениях в намеченном прохождении границы с «учетом топографических и тактических выгод для наших войск». При этом в расчет должны были приниматься национальный состав проживающего населения, ценность земельных угодий, наличие господствующих высот над местностью и т.д. Особое внимание обращалось на серьезную обоснованность предложений по изменению прохождения границы. Кроме того, высылаемые группы должны были уточнить на местах проектную дислокацию войск. 15 сентября все документы должны были быть представлены в штаб округа.
Как видно, на выполнение поставленной задачи отводилось 7 суток. Учитывая это обстоятельство, еще до отправки рекогносцировочных групп, решением начальника войск округа, после согласования с Уполномоченным НКВД СССР в Кенигсберге и командованием 3-го Белорусского фронта, на территорию Особого военного округа были направлены группы для подбора помещений для штабов частей, пограничных застав и оперативных сотрудников.
21 сентября 1945 года Правительство СССР приняло постановление о принятии под охрану и войсками НКВД СССР участка границы СССР с Польской Республикой в пределах бывшей Восточной Пруссии в соответствии с Договором между двумя странами о государственной границе. 1 октября 1945 года предполагалось начать работу по демаркации участка границы. Представителями Литовского округа по демаркации границы с Польшей были назначены начальники штабов 94-го и 95-го ордена Ленина пограничных отрядов. В этой работе приняли участие и оперативные сотрудники.
В установленные сроки рекогносцировочные группы приступили к работе на территории Особого военного округа. Координация деятельности групп была возложена на территориальный орган безопасности в лице генерал-лейтенанта В. Тутушкина и начальника штаба УПВ НКВД Литовского округа полковника Л. Головкина.
Обстановка на новом участке границы в этот период была сложной, обусловленной двумя особенностями. Первая заключалась в отсутствии постоянного взаимодействия на уровне Главного управления пограничных войск НКВД СССР и Генерального штаба Вооруженных Сил (ГШ ВС). Она повлекла за собой значительные проблемы с размещением передислоцируемых подразделений и войск. Вторая связана с возникновением спорных вопросов о прохождении границы.
Отсутствие взаимодействия стало причиной того, что решения, принятые дипломатами относительно будущего территории Германии, командованию советских оккупационных войск своевременно доведены не были. Это привело к тому, что начальникам подразделений безопасности и рекогносцировочным группам округа пришлось на месте заниматься не столько изучением самой границы, сколько решением вопросов, связанных с предстоящим размещением отделов и подразделений.
Согласно донесениям начальников рекогносцировочных групп, с размещением и обустройством складывалась критическая ситуация. Прибывающие в большом количестве соединения и части армии и флота, не считаясь с доводами наших сотрудников, занимали подобранные для дислокации комендатур и застав помещения, выдворяя оттуда представителей НКВД, выставленных для охраны.
В создавшейся ситуации начальник 23-го дважды Краснознамённого пограничного отряда 4 сентября 1945 года обратился к начальнику войск округа на выброску маневренной группы для усиления охраны подобранных помещений. Подобным образом дела обстояли на всех участках. Дело доходило до прямых физических столкновений подразделений пограничников и армии. В ходе конфликта в г. Дракменен (Озерск), где должен был располагаться штаб 97-го пограничного отряда, только выдержка контрразведчиков и пограничников предотвратила вооруженное столкновение.
Вмешательство руководства округа, обращения к командованию армии результатов не дали. Штаб Особого военного округа отстаивал интересы своих частей, которые в предвидении зимних холодов размещались в пригодных для жилья населенных пунктах. На все доводы органов безопасности о государственном значении охраны границы, командование отвечало отказами, мотивируя их отсутствием указаний Генерального штаба Вооруженных Сил.
Аналогичная ситуация складывалась с базированием морской части пограничных войск. Например, штаб Особого округа на 29 августа 1945 года не имел указаний Генерального штаба выполнить постановление ГКО от 12 июля 1945 года № 9518 о передаче гавани и помещений в г. Нойкурен (Пионерский) для базирования дивизиона пограничных судов.
Решение возникшей проблемы было найдено после 21 сентября 1945 года, когда Правительством СССР было принято постановление о принятии под охрану войсками и органами нового участка границы. В тот же день, командующий Особым военным округом генерал-полковник К. Галицкий, отдал приказ соответствующим командирам о размещении частей и подразделений органов безопасности в соответствии с их дислокационными ведомостями. Таким образом, только угроза срыва постановления ГКО относительно пограничного вопроса заставила армейское командование занять конструктивную позицию.
Однако с трудом найденное приемлемое решение вопроса о размещении практически ничего не гарантировало на практике. Дезорганизующее начало имело большие негативные последствия. Части и подразделения армии, освобождая переходящие пограничникам и чекистам поселки, хутора и городские помещения забирали с собой материальные ценности, оборудование, разрушали строения, снимали сохранившиеся с войны линии связи, электропередач и т.д. Это вынуждало начальников рекогносцировочных групп по мере подбора помещений вносить изменения в дислокацию подразделений. Подобные изменения, как правило, не отвечали требованиям оперативной и тактической целесообразности. Так, например, здания в г. Пиллау (Балтийск), где планировалось разместить пограничную комендатуру 23-го пого и оперативную группу, оказались непригодными для обустройства. В поселках вблизи г. Пальмникен (Янтарный), вследствие разрушения частями армии систем жизнеобеспечения, началась эпидемия тифа.
Несмотря на сложности с размещением оперативных групп и войск, рекогносцировочные группы продолжали деятельность по изучению границы. В процессе этой работы обозначилась вторая важная проблема. В ходе работы на местности выяснилось, что ряд населенных пунктов, которые в соответствии с имеющимися документами отходили к СССР, уже заняты польской военной и гражданской администрациями. При этом польскими властями уже была развернута деятельность по подготовке данных районов к массовому заселению польскими гражданами. Таким образом, в сентябре 1945 года возникла спорная ситуация относительно прохождения будущей советско-польской границы.
Возникновение этой проблемы было вызвано двумя обстоятельствами: с одной стороны, некомпетентным вмешательством командования Красной Армии в вопросы, связанные с государственной границей и, с другой стороны, - стремлением польской стороны изменить межправительственное соглашение, принятое относительно разграничения территории, в свою пользу.
Зачастую польские власти вводились в заблуждение советскими военными чиновниками. Так, еще 23 июня 1945 года по поручению командования 3-го Белорусского фронта г. Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) был принят временным поверенным Польской Республики от представителя фронта, военного коменданта города гвардии майора В. Малахова. Передача города, прилегающего района и промышленных предприятий была осуществлена по акту с приложением схемы, на которой уже обозначена граница между СССР и Польшей, проходящая в 2 км севернее города. Очевидно, что подобного рода передачи территории были незаконными, поскольку осуществлялись до советско-польских переговоров о границе и даже до решения Потсдамской конференции, завершившей свою работу 2 августа 1945 года. Кроме того, известно, что в международной практике при решении вопросов территориального разграничения между государствами применяются делимитация и демаркация границы.
С другой стороны, польские власти сами, не дожидаясь официальных решений, стремились занять как можно большую территорию. При этом расчет делался на доброе союзническое отношение к Польше со стороны советского командования. Только рекогносцировочной группой 95-го пого в период ее работы на участке границы отошедшей к СССР территории были выявлены 9 населенных пунктов и прилегающих к ним районов, занятые польской администрацией. При этом польская сторона демонстрировала полную уверенность в принадлежности территории Польше.
Следует заметить, что советско-польские переговоры 16 августа 1945 года не могли изменить решения Потсдамской конференции, в резолюции которой относительно пограничного вопроса записано о том, что союзники не возражают, чтобы «… прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцигской бухты к востоку - севернее Браунсберга (Бранево) – Гольдапа (Гольдап) к стыке трех границ». Заметим: не севернее, например, Хайлигенбайля (Мамоново) – Дракменена (Озерск)… Именно так, как определено Потсдамской конференцией и стала проходить граница в результате советско-польских переговоров.
Решение, которое выработали дипломаты после утверждения Правительством СССР, было детально проработано в НКВД СССР и направлено в виде приказа от 28 сентября 1945 года начальнику пограничных войск НКВД Литовского округа для приема нового участка границы и организации службы. Прием под охрану нового участка границы предписывалось осуществить 10 октября 1945 года. Особый пункт приказа категорически запретил войскам выходить южнее границы, установленной советско-польским договором и обозначенной на прилагаемой карте. Вместе с тем приказ НКВД не определял порядок действий командования округа по урегулированию спорных вопросов.
Характерной особенностью при этом была значительная степень самостоятельности, которую предоставляли Уполномоченный НКВД СССР и начальник войск округа своим подчиненным в принятии решений и их реализации. Другая особенность заключалась в том, что согласно приказу НКВД и Главного управления пограничных войск личный состав подразделений и оперативный состав, ранее выделенные для борьбы с бандитизмом в Мариямпольском и Клайпедском оперативных секторах, должен был временно оставаться на своих местах. Таким образом, силы, выделяемые для работы на границе и начавшие передислокацию на территорию Особого округа, заранее значительно ослаблялись.
18 октября 1945 года в НКВД СССР из ГУПВ был направлен доклад о принятии под охрану Литовским пограничным округом нового участка границы с 15.00 15 октября. При выходе подразделений в пункты намеченной дислокации было установлено, что поляками заняты 9 населенных пунктов, которые в соответствии с договором между СССР и Польшей от 16 августа 1945 года находятся на территории, отошедшей к Советскому Союзу. От НКВД СССР были получены указания - эти населенные пункты не занимать и охрану границы осуществлять несколько севернее их до решения вопроса в дипломатическом порядке.
Из представленного документа видно, что спорный территориальный вопрос, не решенный вышестоящими инстанциями на этапе подготовки к приему под охрану участка границы, обозначился вновь.
Пограничные заставы и оперативные сотрудники, при выходе в назначенные места дислокации, находили их, занятыми польской администрацией. На законные требования освободить населенные пункты, польские власти отвечали официальными протестами. Например, один из офицеров разведотдела 95-го пого при встрече с польскими представителями 10 октября 1945 года был ознакомлен с топографической картой, где линия границы была обозначена не южнее г. Гердауен (Железнодорожный), как на советских картах, а севернее.
На местах ситуация требовала незамедлительного решения, поскольку приказ руководства о приеме границы под охрану обязывал оперативных работников и пограничников неукоснительно выполнять все его пункты, причем в строго определенные сроки. Начальники отрядов запрашивали указания командования округа, как поступать в создавшихся условиях. Однако бюрократические барьеры не позволяли оперативно решать сложные проблемы.
Так, например, из документов известно, что в пункте дислокации 4-й комендатуры 95-го пограничного отряда польские власти разместили свою военную комендатуру и подразделение полиции. Начальник 95-го пого полковник С. Скородумов 26 октября 1945 года доложил в штаб округа и Уполномоченному НКВД в Кенигсберге о том, что охрана границы осуществляется по окраинам нп Норденбург. При этом он особо подчеркивал, что подобное положение наносит ущерб интересам охраны границы и обратился за разрешением предложить полякам отойти на польскую территорию и освободить город с прилегающим районом. Выдержка и настойчивость чекистов, командования оперативной группы округа, а также начальников отрядов позволили на большинстве участков границы решить спорные вопросы в соответствии с советско-польским договором. Так, уже 9 ноября 1945 года польская администрация покинула г. Норденбург (пос. Крылово). После этого здесь разместился штаб комендатуры, пограничная застава и оперативные сотрудники. А 95-й пограничный отряд организационно состоял из штаба, шести пограничных комендатур, 28 погранзастав, шести застав боевого обеспечения и манёвренной группы.
Однако не все территориальные проблемы были решены в ходе приема участка границы. В ходе последующей работы по демаркации и делимитации границы польская сторона неоднократно возвращалась к вопросу о спорных участках и требовала территориальных компенсаций. Такие уступки Польше были сделаны Советским Союзом на других участках границы (в Белоруссии и Украине). При этом не принимались во внимание крупные затраты материального и морального характера. Однако когда польское руководство было проинформировано о том, что СССР не намерен уступать просьбам Польши о передаче ей г. Пиллау (Балтийск), демаркация советско-польской границы затянулась на десять лет.
Следующей важной проблемой, с которой столкнулись войска и оперативники на новом участке, стала неурегулированность положения частей Красной Армии, которые дислоцировались вблизи границы после завершения боевых действий. Сложилась ситуация, при которой отдельные подразделения и подсобные хозяйства частей, расквартированных на территории, отошедшей к СССР, оказались на польской территории. Здесь они занимались боевой подготовкой, осуществляли заготовку продовольствия и готовились к зиме. Потребности армейских частей в перемещении военнослужащих и транспорта вошли в противоречия с режимом государственной границы. Это стало причиной конфликтных ситуаций.
Существенное влияние на оперативную работу и служебно-боевую деятельность в период приема под охрану и освоения нового участка границы оказывала социально-экономическая обстановка на присоединенной территории.
Согласно международным договоренностям Восточная Пруссия исключалась из состава бывшего рейха, поэтому здесь, в отличие от Германии, не создавалось органов местного самоуправления. Вся полнота власти первоначально сосредоточилась в военных комендатурах, которые подчинялись командованию фронта. 10 мая 1945 года Военным советом 3-го Белорусского фронта при комендатуре Кенигсберга было создано Временное управление по гражданским делам. В это время основным гражданским населением были немцы. На 1 января 1946 года в пределах отошедшей СССР территории проживало около 160 тысяч немецких граждан. На всем протяжении границы в тылу, во всех сохранившихся от разрушения населенных пунктах проживало немецкое население, состоявшее преимущественно из женщин, детей, стариков. Только на участке 115-го пограничного отряда было зарегистрировано свыше 10 тысяч граждан немецкой национальности. Поэтому, так же как в сфере действия военных комендатур, в пограничной зоне был установлен особый режим: с 18.00 до 8.00 запрещалось всякое движение немецкого гражданского населения.
К зиме 1945 года первоначально установленный для немецких граждан жесткий режим был ослаблен. Они получили право свободного передвижения и общения с советскими людьми, включая военнослужащих, допускались к работе в учреждениях и воинских частях. Устранялась охрана в местах их проживания. Из немецких активистов стала назначаться местная администрация. На селе ее функции выполнял староста. Немцы получили более широкую возможность трудоустройства и денежного заработка. Тем не менее, немецкое население стремилось уйти на Запад. Пытаясь установить связь со своими родственниками, а также для организации подрывной работы на территории СССР, немцы из западных зон оккупации часто осуществляли высадки на побережье с использованием быстроходных катеров и других плавсредств. Уцелевшие мелкие подразделения, агентура противника изыскивали пути и способы нелегального ухода на Запад.
Руководство НКВД требовало от своих сотрудников «… строго следить за сохранением в районах дисциплины, порядка, пресекать самочинные действия военнослужащих, пьянство, мародерство, незаконные поборы и изъятие имущества у местного населения: задерживать и передовать следственным органам военнослужащих, нарушивших дисциплину…».
Ко всему этому следует добавить, что на новом участке границы проходило массовое движение воинских эшелонов, автомобильного и гужевого транспорта. Перемещались соединения армии, их тыловые подразделения и учреждения, а с сопредельной стороны эвакуировались госпитали, переправлялись пленные, перевозились трофеи, возвращалось население, угнанное оккупантами в Германию. Существовала угроза, что среди этого потока через границу на территорию СССР попытается проникнуть агентура западных государств, изменники Родины.
Еще одной крайне важной особенностью послевоенного периода стало массовое переселение на новую территорию семей колхозников из областей России. К концу 1946 года общая численность населения здесь составляла уже 440 тысяч человек.
15 октября 1945 года начальник войск округа доложил в НКВД СССР о выходе подчиненных частей в пункты дислокации и приеме под охрану нового участка границы. Начался этап освоения новой территории, организации службы и адаптации органов и войск к новым условиям.
Сканы 4-7 страниц № 3 за май 2018 года газеты ветеранов КГБ-ФСБ Калининградской области «Ветеран янтарных рубежей»: