sobkor писал(а):Цитата(sobkor 4 Feb 7 2006, 10:16 AM) Это когда осуществляется пропаганда не только боевых подвигов, но и, говоря современным языком, лучших достижений гражданского общества...
Или когда достижения гражданского общества затрагиваются не с целью пропаганды и профанации,
а для решения наших проблем на основе этих достижений:
http://www.auditorium.ru/v/index.php?a= ... 3b89f103fa
* Конференция "Современная Россия и мир: альтернативы развития"
* Секция 2. Женщина и выборы
Движение Солдатских Матерей в политической жизни России
Дериглазова Л.В.
Томский государственный университет , Томск
Аннотация и ключевые слова
В докладе проанализированы некоторые особенности женской политики в России на примере движения Солдатских Матерей (СМ). Проблемы, которые вызвали к жизни движение, не являются собственно женскими. Это проблемы условий военной службы, призыва на военную службу и участия вооруженных сил в военных конфликтах, т.е. вопросы, которые должны волновать в первую очередь мужскую часть общества. Тем не менее, наиболее последовательную позицию в отношении этих проблем занимает именно движение СМ, что признано как оппонентами, так и сторонниками этого движения. Анализ деятельности этого движения позволяет выявить специфику причин вхождения женщин в политику, особенностей обоснования на право участия в политике, идеологию движения, особенности взаимодействия со структурами власти и связь этого движения с другими участниками политических процессов в России.
Ключевые понятия: женская политика, движение солдатских матерей, права человека.
The paper analyses some particularities of women's polity in Russia on a case of movement of Soldiers' Mothers (SM). Problems which forced the emergence of the movement are not women's issues. They are issues of military service, draft, and participation of draftees and conscripts in actual military conflicts, the issues which should be important first of all for male part of a society. Nevertheless, the movement of SM has the most coherent position towards these issue, what was recognized by opponents and supporters of the movement. The analysis of the movement helps to manifest the reasons of women entering the polity, the particularities of legitimization of their political activism, the movement ideology, particularities of movement interaction with authorities and with other political actors in Russia.
Т
екст доклада
Мне бы хотелось проанализировать некоторые особенности так называемой женской политики в России на примере движения Солдатских Матерей (СМ). Прежде чем перейти к собственно анализу движения, необходимо сделать два замечания. Во-первых, о том, что собственно "женской политики" в России не существует, если понимать под женской политикой активное, самостоятельное движение женщин по решению специфических вопросов, проистекающих из особенностей положения женщин в обществе или особенностей участия женщин в политике. То есть, нет такого понимания женской политики, которое существует в странах с развитым женским движением. В рамках существующего политического дискурса "женская политика" в России воспринимается как часть политики государства в отношении женщин и семьи, где женщина рассматривается как пассивный объект в рамках правительственных программ для решения задач физического и социального воспроизводства общества. Тем не менее, термин "женская политика" будет использоваться в данном докладе в его первоначальном смысле, предполагающем активное участие женщин, объединенных специфическими проблемами, в политической жизни.
Второе замечание касается особенностей самого движения Солдатских Матерей. Необходимо отметить, что данное движения является частью так называемой "женской политики", но специфика этого движения не позволяет автору распространить выводы относительно этого движения на весь "женский сегмент" российской политики, что требует дополнительных исследований сравнительного характера. К тому же проблемы, которые вызвали к жизни движение, не являются собственно женскими. Это проблемы условий военной службы, призыва на военную службу и участия вооруженных сил в военных конфликтах. Все эти вопросы потенциально должны волновать в первую очередь мужскую часть общества, так как в России обязательная военная служба существует только для мужчин. Тем не менее, наиболее последовательную позицию в отношении этих проблем занимает именно движение СМ, что признано как оппонентами, так и сторонниками этого движения.
Анализ деятельности этого движения позволяет выявить специфику причин вхождения женщин в политику, особенностей обоснования права участия в политике, идеологию движения, особенности взаимодействия со структурами власти и связь этого движения с другими участниками политических процессов в России.
Комитеты Солдатских Матерей - это сеть неправительственных организаций, объединяющих матерей и других родственников военнослужащих, которые борются за защиту прав военнослужащих. Значительное число участников этого движения - это женщины, сыновья которых погибли во время военной службы, либо стали жертвами нарушения прав человека. Отсюда происходит и название организации.
Наиболее распространенные случаи нарушения прав военнослужащих - это так называемая "дедовщина"; случаи жестокого обращения с военнослужащими; случаи гибели военнослужащих в мирное время и в ходе военных действий; целый комплекс проблем, связанный с выявлением причин гибели военнослужащих и прав родственников погибшего военнослужащего; бытовые условия жизни и медицинское обслуживание военнослужащих. Кроме того, существенным направлением работы движения является защита прав призывников, возможность прохождения альтернативной службы и лоббирование в пользу военной реформы и введения профессиональной (контрактной) армии. Таким образом, одно из направлений работы движения - это правозащитная деятельность, т.е. защита прав военнослужащих и улучшение условий жизни военнослужащих.
Второе направление - это протест против участия призывников в вооруженных конфликтах. Данное направления сформировалась в свете войны в Афганистане. С развалом СССР российская армия была вовлечена во множество локальных вооруженных конфликтов, где она выполняла различные функции - от миротворческих до так называемого "наведения конституционного порядка". В ходе этих военных операций погибли и продолжают гибнуть тысячи военнослужащих, в том числе и призывники.
Движение СМ появляется в конце 1980-х гг. на волне общей демократизации политической жизни России, когда, по меткому высказыванию одного из аналитиков, новые неправительственные организации "росли как грибы". На данный момент, по различным источникам, существует от 98 до 300 комитетов СМ или сходных по идеологии организаций. Главной характеристикой движения является соотношение частного (личного) и публичного (общественного) в жизни его участников. Мотив вступления в публичную жизнь носит ярко выраженный частный характер - личное горе или проблема, что создает основу для объединения и определенного рода групповую идентичность. Это случай, когда частная жизнь перетекает в публичную, а трагедия личного характера становится мотивом для гражданской мобилизации против злоупотребления властей. Ярко выраженная гражданская позиция, то есть осознание своих прав как гражданина общества и понимание необходимости активного участия в политике для решения специфических задач, являются важной характерной чертой движения.
Однако гражданская позиция участников движения неразрывно связана с пониманием материнского долга. Как отмечает российский социолог Е. Здравомыслова, идеология движения основана на соединении двух влиятельных концепций: концепции прав человека и концепции материнства - "центральной идеи главенствующей в России гендерной культуры". Ссылка на право матери защищать жизнь и права сыновей нашла свое выражение в создании целой сети организаций с соответствующим названием - Фонд Право Матери.(1)
Факторы эмоционально-психологического состояния участников движения также должны приниматься во внимание при анализе движения. Необходимо отметить, что личное горе или реальная угроза жизни и здоровью сыновей, с которым столкнулись участники движения, объясняют бесстрашие и отчаянную смелость некоторых действий. Так, СМ предпринимали поездки в Грозный в 1994-1996 гг. для того, чтобы вывезти солдат-новобранцев с поля боя. По положению приказа Минобороны от 1992 г., новобранцы не должны были направляться в части, участвующие в реальных военных действиях, а солдаты срочной службы должны выразить добровольное желание для отправки в зоны военных действий. На деле этот приказ постоянно нарушается и, как полагают активисты движения, этот приказ был отменен без публичного оглашения в конце 1999 г.
Деятельность активистов движения реализуется в рамках концепции "материнского долга", дающей право на особые взаимоотношения с властями, право на вызов существующей практике и несогласию с действиями правительства, что не противоречит устоявшимся стереотипам патриархальной культуры. Эти стереотипы проявляют порой в конвенциальных взглядах представителей власти и военных кругов на то, чем должны заниматься СМ, и в резких нападках на комитеты СМ, когда их деятельность выходит за рамки ожидаемого. Так, комитеты СМ пытаются привлекать к деятельности военных призывных комиссий, для сбора и отправки посылок для военнослужащих в "горячих точках", оказания медицинской помощи.(2)
Движение СМ является неполитическим, так как участие в политике является в большей степени средством, а не целью движения. Вовлеченность движения в политику объясняется тем, что правозащитная деятельность в России изначально была направлена на изменения характера взаимоотношений между гражданином и государством, т.е. относилась к сфере политики, а не судебно-правовой практики. Деятельность Комитетов СМ направлена на изменение характера взаимодействия между гражданином и властями, включая военные институты. Такое изменение требовало: введения элементов диалога между частными лицами и представителями власти, более открытого характера действий военных и политических институтов, практики отчетности перед обществом; элементов контроля за действиями военных институтов со стороны гражданских лиц и организаций, применения существующих законов, защищающих права военнослужащих, освещения проблем военной службы в прессе и привлечения внимания общественности к данной проблеме.
Необходимо отметить, что движение смогло добиться определенных успехов. Движение принимает участие в собственно политической жизни, сотрудничает с политическими партиями и движениями, которые ориентированны на решение сходных проблем - установление демократического контроля над военными институтами, реформа военной службы и альтернативная служба, политическое урегулирование вооруженных конфликтов. Это "Яблоко" и СПС, представленные в Думе, правозащитные организации - "Мемориал", Московская Хельсинская Группа; и пацифистские - Антимилитаристская Радикальная Ассоциация, Кампания против Насилия. СМ активно участвовали в проведении Гражданского Форума в сентябре 2001 г.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются участники движения - это незрелость гражданского общества, иждивенческий подход,(3) отсутствие средств, сильное сопротивление со стороны центральных властей.
Примечания
1. Фонд Право Матери был основан в Москве журналисткой Вероникой Марченко и зарегистрирован в 1993 г.
2. Исполнительный директор Центра Феминистской Ориентации в Москве М. Либоракина отмечает с горечью: "Единственная роль женщины как "матери" была узаконена для оправдания вмешательства в мужские дела. Женский активизм стал неотъемлемой частью гражданского движения в России, но до сих пор деятельность Солдатских Матерей является более культурно приемлемой, чем другие женские инициативы против войны" (Liborakina M. Women and war in Chechnya // Woman plus - electronic journal, issue 2, 1996.
http://www.owl.ru/eng/womplus/1996/gender.html
3. В. Мельникова, пресс-секретарь Московского Комитета СМ, сказала в своем интервью в 2002 г.: "Тринадцать лет работы показали, что российский народ очень ребячлив. Психологи называют это инфантильностью. Пока что-либо не случилось с ними лично, люди пытаются отгородиться от проблемы: ничего не вижу, ничего не знаю, это не мое дело". ( Melnikova V. Interview on Radio Freedom, 24.02.02.
http://www.svoboda.org/program/FTF/2002/FTF.022402.asp
---------------------
Обсудить на форуме:
http://www.auditorium.ru/aud/forum/post ... =0&tid=640
Авторская интернет-страница
http://www.auditorium.ru/aud/pers/pers_view.php?id=1743