Кроме Петра Григоренко:
В американском городе Ирвингтоне умерла правозащитница, луганчанка Надежда Свитличная 
10:09, 09.08.2006 г. ля печати] 
  
В американском городе Ирвингтоне (штат Нью-Джерси, США) умерла правозащитница, луганчанка Надежда Свитличная. Об этом Cxid.info сообщила пресс-служба Луганского отделения Комитета избирателей Украины. Надежда Свитличная неизлечимо болела. Похороны состоятся в Украине на Байковом кладбище - неподалеку от ее брата Ивана и ближайших собратьев Василия Стуса, Николая Руденко, Оксаны Мешко, Юрия Литвина, Алексея Тихого... 
Надежда Свитличная родилась 8 ноября 1936 года в с. Половинкине Старобельского района на Луганщине. 
Надежда Свитличная участница движения шестидесятников, правозащитница, член Зарубежного представительства Украинской Хельсинской группы, редактор-составитель “Вестника репрессий в Украине“ (США), лауреат премии им. Т.Шевченко. 
С 1953 до 58 г. она обучалась на филологическом факультете Харьковского университета, отделение украинского языка и литературы. Работала директором школы рабочей молодежи в г. Краснодоне (Луганская область), библиотекарем. 
С 1963 поселилась в Киеве. Работала в редакционной группе заочного сельскохозяйственного техникума, редактором издательства "Советская школа", научным сотрудником института педагогики и по совместительству – учительницей вечерней школы в Дарнице. 
Клуб творческой молодежи (КТМ), который посещала с братом Иваном Светличным, сыграл огромную роль в жизни не только "шестидесятников". Там Свитличная сдружилась со многими будущими диссидентами, с художницей Аллой Горской. 
После известного столкновения 22 мая 1967 у памятника Т.Шевченко Свитличной серьезно заинтересовался КГБ. 
8 ноября 1967 года Свитличная вместе с братом, Иваном Дзюбой, Линой Костенко послала письмо-протест П.Шелесту, в котором квалифицировала процесс над Вячеславом Чорновилом как нарушение элементарных процессуальних норм, как "личную месть, расправу обличенных властью людей над человеком, который иначе мыслит и решается критиковать действия отдельных советских учреждений, то есть осуществляет свое конституционное право". 
Была на суде В.Чорновила во Львове 15 ноября 1967 года. 
В 1968 году уволена с работы. 
В декабре 1970 г. в г. Василькове Киевской обл. вместе с Евгением Сверстюком нашла забытую подругу-художницу Аллу Горскую, организовала похороны и возведение памятника на ее могиле. 
После "январского покоса" 1972 г. Свитличную почти ежедневно вызывали на допросы в КГБ по делу брата. Каждый раз прощалась своим двухлетним сыном Яремой, который был для КГБ "аргументом" следствия. За месяц до ареста на очередном допросе Свитличной объявили об аресте и потребовали написать поручение, - кому она доверяет воспитания ребенка. "Были страх, слезы, сомнения, торговля с самой собой: не пойти на компромисс ради ребенка", – такие мысли пришли в тот момент, когда начальник следователя отдела печально известный Пархоменко заявил: "Мы даем вам еще сутки – подумайте хорошо". Ни одному его слову не поверила. Потом выяснилось, что в этот день был арестован Иван Дзюба и проведено много обысков, в том числе и у Свитличных. Изъяли труд Василия Стуса "Феномен суток", книгу А.Авторханова „Технология власти”, стихи, статьи, вырезки, письма – всего 1800 единиц. 
Арестовали Свитличную 18 мая 1972 года. Сына из яслей кагебисты отвезли в дом ребенка г. Ворзель под Киевом. С усилиями семье удалось забрать его и отдать бабушке на Луганщину. 
Почти год Свитличная провела в изоляторе КГБ по ул. Владимирской, 33. На провокационные вопрос следователя отвечала: "Я просто человек, жизнь подарила мне счастье общаться с широким кругом творческих людей, и репрессии против них я воспринимаю как репрессии против меня". В протоколах следствия написано: ”Признаю себя виновной в том, что, имея высшее образование, определенный жизненный опыт, верила законам, которые не согласуются между собой, считала, что конституция СССР — это самый высокий Закон, а это не так, потому что его постоянно нарушают. Обещаю, что если меня с маленьким ребенком выпустят, не буду читать антисоветскую литературу, а поклясться, что вообще ничего не буду читать, не могу, потому что я человек грамотный и неизвестно, что является критерием: что можно читать, а что — нельзя”. 
23-24 мая 1973 года Н. Свитличная был осужден Киевским областным судом ст. 62 ч. 1 УК УССР („антисоветская агитация и пропаганда”) на 4 года лагерей строгого режима. Наказание отбывала в селе Барашево Теньгушовского р-на, Мордовия, в учреждении ЖХ-385/3. Вместе с другими заключенным женщинами активно участвовала в протестах, голодовках. 
За месяц до конца срока Свитличную повезли в Луганск выбирать место жительства, фактически "ссылки", но она твердо решила вернуться в Киев. 
Возвратилась в мае 1976. В прописке отказали, на работу не брали, угрожали арестовать за "дармоедство". Жила с сыном и супругой брата Леонидой Свитличной, которую регулярно штрафовали за "нарушения паспортного режима". 
Осенью 1976 решилась направить в ЦК КПУ и правительство заявление — отказ от гражданства, мотивируя этот шаг жестокой расправой над Левком Лукьяненком, Петром Григоренко, Вячеславом Чорноволом, Василием Стусом, Стефанией Шабатурою и другими достойными людьми. Свой выбор объяснила так: "Ниже моей гордости быть гражданкой крупнейшего в мире, мощнейшего и найсовершеннейшего концлагеря". 
В 1977 году Свитличной предложили вступить в Украинскую Хельсинскую Группу. Отказалась, ответив: "Я делаю для вас все, что могу, и дальше буду делать то, что смогу. Буду не для того, чтоб где-то фигурировать, потому что не вижу в этом особого смысла". Один из меморандумов УХГ назывался „О судьбуе Надежды Свитличной”. 
В 1977 году вышла замуж за Павла Стокотельного, прописалась и устроилась дворником в детском садике, но после очередного допроса была уволена. 
30 декабря Свитличной предъявили предупреждение по Указу президиума Верховного Совета СССР от 25.12. 1972. 
На "открытом" судебном процессе в марте 1978 в г. Василькове Киевской обл. над Николаем Матусевичем и Мирославом Мартиновичем она была свидетелем. Что касается ее показаний, в ЦК КПУ поступила такая информация: "Пыталась использовать судебную трибуну для антисоветской агитации и пропаганды". 
В мае 1978 года, “не нарушив административного надзора, на собственно кресле-кровати родила казака Ивана...” 
12 октября 1978 года выехала сначала в Рим, где ее принял Папа Римский Павел VI, а 8 ноября того же года прибыла в США. 
Через 8 лет ее лишили советского гражданства. 
Работала переводчицей в Гарвардском университете. 
С 1980 года Свитличная активно участвовала в работе Зарубежного представительства УХГ, стала редактором-составителм периодического издания Представительства. К ней стекалась вся информация о репрессиях в Украине. 
К 1985 регулярно издавала "Вестник репрессий в Украине" (на средства украинской диаспоры). 
С 1983 по 1994 гг. работала в Украинской редакции Радио "Свобода". Сначала выходила в эфир эпизодически, как правило, в связи с трагическими украинскими событиями. От постоянной работы в редакции сначала отказалась, опасаясь навредить брату. Потом понятна, что брату уже невозможно навредить: блестящего литературного критика и поэта система сделала инвалидом первой группы. Розшифровуя и разбирая переданные из лагерей материалы и превращая их в брошюры и книги, многочисленные радиопередачи, Свитличная сделала настоящий подвиг. Это была невероятно тяжелая работа. 
Именно Свитличной мы обязаны подготовкой к печати книги Василия Стуса "Палимпсесты". Она упорядочила книги Ярослава Лесива „Мить”, Николая Руденко „За решеткой”, Николая Горбаля „Коломийка для Андрюши”, Гелия Снегирева „Произведения”, брошюру Юрия Литвина. 
В 1990 году Свитличная приехала в Киев во время студенческой голодовки. Ежедневно приходила инкогнито на площадь, но признаться, кто она, не решилась. Было неудобно: "Я сытая с богатой страны, а они голодают". Тогда же подумала: “Дети достойно продолжают традиции шестидесятников... Украина проснулась". 
После смерти брата Ивана вместе с его вдовой Леонидой Свитличной подготовила к печати книгу его стихов “У меня – только слово” (вышла 1994) и книгу воспоминаний о И.Свитличному “Доброокий” (изданная в 1998), книгу его писем из лагеря. 
Н.Свитличная проживала в г. Ирвингтон, штат Нью-Джерси, США, работала в Украинском музее в Нью-Йорке, редактировала женский журнал "Вера". Скопила огромный архив, который, впрочем, требует упорядочения. Собирала средства на памятник Оксане Мешко и ее матери Марии, на Казацкий крест „Убієнним сыновьям Украины” в урочище Сандармох (Карелия). 
В 2003 г. была участницей паломничества в урочище Сандармох и на Соловки. 
Ее присутствие в Украине была явным. 
Надежде Светличной присуждена премия им. В.Стуса 1992 г.. 
В 1994 году Надежде и Ивану Светличным присуждена государственная премия им. Т.Шевченко. Свою долю премии она отдала на создание „Музея шестидесятничества” в Киеве. 
26 ноября 2005 года Надежда Светличной награждена орденом Княгини Ольги. Сообщает Cxid.info. 
 
http://rakurs.pl.ua/read/5709.html