История до востребования
Модератор: Wandragor
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
Из истории Флота Российского
ГИДРОПЛАН АТАКОВАЛ ШХУНУ. КАК… КАТЕР...
Подвиги авиаторов советских Военно-Морских Сил, совершенные в годы Великой Отечественной войны, увековечены в бронзе и мраморе, воспеты в книгах и кинематографе. К сожалению, куда меньше мы знаем о героических деяниях их предшественников - русских морских летчиков периода первой мировой войны. По крайней мере, в современной библиографии не отыщется, пожалуй, и десятка строк, посвященных их мужеству и беззаветному служению Родине. А жаль, ибо насильственному забвению таким образом оказались преданы многие яркие страницы из славной истории отечественной военно-морской авиации. Чтобы как-то исправить эту несправедливость, познакомлю читателей с некоторыми, почерпнутыми из официальных фронтовых сообщений весны 1917 года, фактами боевой доблести русских морских летчиков. Речь пойдет о Черноморском театре военных действий.
Несмотря на бурные, разрушающие Россию изнутри, революционные события Февральской революции, авиаторы-черноморцы, в отличие от многих других фронтовиков, не предали забвению святость воинского долга. Они продолжали, причем порой по два раза в день, наносить массированные бомбовые удары по стратегически важным объектам Турции и оккупированной противником территории Румынии. Так, 14 марта (здесь и далее даты даются по старому стилю) ими было произведено два воздушных налета. Один на расположенный в сорока верстах от Константинополя (Стамбула) городок Деркось. Второй - на Тульчу. В первом случае с борта гидропланов сброшено 50 авиабомб, кучно накрывших сооружения гидронасосной станции, питающей питьевой водой Константинополь. Не обошлось без потерь. На Севастопольскую базу из-под Деркоса не вернулся один самолет. Его экипаж в составе лейтенанта флота Сергеева и унтер-офицера Тура был объявлен без вести пропавшим. Подобная формулировка в данной ситуации означало одно: оба погибли при невыясненных обстоятельствах в волнах Черного моря. Напрасно, однако, боевые товарищи поторопились их похоронить. И лейтенант Сергеев, и унтер-офицер Тур на тот момент не только были живы, но и возвращались к родным берегам на захваченной у турок... парусной шхуне.
Вот что приключилось с ними у берегов Босфора. В небе над Деркосем их гидроплан попал в зону интенсивного заградительного огня. Пули прошили бензобак навылет. Ничего не оставалось, как немедленно приводняться. Дело было недалеко от берега и к ним на всех парусах тотчас поспешила вражеская шхуна. Ее команда, видимо, хотела отличиться перед местными военными властями. Но вышло все иначе. Сжигая остатки горючего, гидроплан на полной скорости сам пошел навстречу судну. Только не сдаваться, а достойно принять последний бой. Его пулемет ударил густыми очередями. Ужас и паника охватила турецких моряков. Никто из них теперь уже и не помышлял о награде, полагающейся за плененных русских летчиков, а только о собственном спасении. Теснясь и избивая друг друга, они спустили шлюпки и ударились в позорное бегство. Так нежданно-негаданно турецкая шхуна стала боевым трофеем Сергеева и Тура и одновременно - их верным шансом на спасение.
Прежде чем утопить поврежденный самолет подняли с него на борт захваченного судна пулемет, компас, личные вещи.
Невзирая почти на полное отсутствие питьевой воды и пищи, мужественные летчики решились на трудный переход через Черное море. Он длился почти пять суток, в течение которых выпало пережить страшный шторм, едва чуть не поглотивший их утлое суденышко.
Только 19 марта изнеможенные выпавшими на их долю лишениями герои увидели узкую полоску суши. Это была Джарылгачская коса, пролегшая напротив современного херсонского курортного городка Скадовска.
Вскоре к шхуне подошел сторожевой миноносец, на борту которого лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур в тот же день были доставлены в Севастополь.
Прославился в те дни и экипаж в составе пилота морского прапорщика Кулевича и летчика-наблюдателя поручика Остроградского. На его счету было шесть воздушных боев. Особенно трудным выдался третий. Произошел он, когда экипаж гидроплана выполнял задачу по прикрытию с воздуха каравана наших судов. Вражеский истребитель вынырнул из-за тучи. Его пулеметная очередь повредила мотор. Только чудом удалось удержать подбитую машину от падения. Поверни Кулевич и Остроградский тогда назад, к своему аэродрому, никто бы их не осудил. Однако они, русские летчики, приняли другое решение. Трижды их плохо слушающийся руля самолет бросался в лобовую атаку на врага, чем вынудил того убраться восвояси.
В целом, как подсчитали позже механики, в шести воздушных боях гидроплан морского прапорщика Кулевича и поручика Остроградского получил 28 пулевых пробоин, но ни одно из них, даже пусть угрожай оно неизбежной авиакатастрофой, ни разу не заставило летчиков выйти из боя.
Но вернемся к боевым операциям летчиков-черноморцев. В дни, когда лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур считались без вести пропавшими, был совершен еще ряд массированных бомбардировок, в частности, портовых сооружений Брэилова (Румыния). В последнем случае бомбы, сброшенные с борта 22 гидропланов, вызвали большие пожары на пристани, в доке и на территории складов. Серьезно досталось и находившимся в порту вражеским судам, которых не спасла даже попытка на всех парах уйти вверх по Дунаю. Отбомбившись, наши самолеты на бреющем полете организовали их преследование, в ходе которого обильно поливали противника пулеметным огнем.
В 20-х числах марта - очередной массированный удар с воздуха. На этот раз по фортам и зенитным батареям, расположенным на берегу Босфора. Прицельному бомбометанию не помешали ни плотный заградительный огонь, ни атака неприятельских истребителей. Отряд гидропланов вернулся на свою базу без потерь...
Юрий РЖЕВЦЕВ.
1995 год.
ГИДРОПЛАН АТАКОВАЛ ШХУНУ. КАК… КАТЕР...
Подвиги авиаторов советских Военно-Морских Сил, совершенные в годы Великой Отечественной войны, увековечены в бронзе и мраморе, воспеты в книгах и кинематографе. К сожалению, куда меньше мы знаем о героических деяниях их предшественников - русских морских летчиков периода первой мировой войны. По крайней мере, в современной библиографии не отыщется, пожалуй, и десятка строк, посвященных их мужеству и беззаветному служению Родине. А жаль, ибо насильственному забвению таким образом оказались преданы многие яркие страницы из славной истории отечественной военно-морской авиации. Чтобы как-то исправить эту несправедливость, познакомлю читателей с некоторыми, почерпнутыми из официальных фронтовых сообщений весны 1917 года, фактами боевой доблести русских морских летчиков. Речь пойдет о Черноморском театре военных действий.
Несмотря на бурные, разрушающие Россию изнутри, революционные события Февральской революции, авиаторы-черноморцы, в отличие от многих других фронтовиков, не предали забвению святость воинского долга. Они продолжали, причем порой по два раза в день, наносить массированные бомбовые удары по стратегически важным объектам Турции и оккупированной противником территории Румынии. Так, 14 марта (здесь и далее даты даются по старому стилю) ими было произведено два воздушных налета. Один на расположенный в сорока верстах от Константинополя (Стамбула) городок Деркось. Второй - на Тульчу. В первом случае с борта гидропланов сброшено 50 авиабомб, кучно накрывших сооружения гидронасосной станции, питающей питьевой водой Константинополь. Не обошлось без потерь. На Севастопольскую базу из-под Деркоса не вернулся один самолет. Его экипаж в составе лейтенанта флота Сергеева и унтер-офицера Тура был объявлен без вести пропавшим. Подобная формулировка в данной ситуации означало одно: оба погибли при невыясненных обстоятельствах в волнах Черного моря. Напрасно, однако, боевые товарищи поторопились их похоронить. И лейтенант Сергеев, и унтер-офицер Тур на тот момент не только были живы, но и возвращались к родным берегам на захваченной у турок... парусной шхуне.
Вот что приключилось с ними у берегов Босфора. В небе над Деркосем их гидроплан попал в зону интенсивного заградительного огня. Пули прошили бензобак навылет. Ничего не оставалось, как немедленно приводняться. Дело было недалеко от берега и к ним на всех парусах тотчас поспешила вражеская шхуна. Ее команда, видимо, хотела отличиться перед местными военными властями. Но вышло все иначе. Сжигая остатки горючего, гидроплан на полной скорости сам пошел навстречу судну. Только не сдаваться, а достойно принять последний бой. Его пулемет ударил густыми очередями. Ужас и паника охватила турецких моряков. Никто из них теперь уже и не помышлял о награде, полагающейся за плененных русских летчиков, а только о собственном спасении. Теснясь и избивая друг друга, они спустили шлюпки и ударились в позорное бегство. Так нежданно-негаданно турецкая шхуна стала боевым трофеем Сергеева и Тура и одновременно - их верным шансом на спасение.
Прежде чем утопить поврежденный самолет подняли с него на борт захваченного судна пулемет, компас, личные вещи.
Невзирая почти на полное отсутствие питьевой воды и пищи, мужественные летчики решились на трудный переход через Черное море. Он длился почти пять суток, в течение которых выпало пережить страшный шторм, едва чуть не поглотивший их утлое суденышко.
Только 19 марта изнеможенные выпавшими на их долю лишениями герои увидели узкую полоску суши. Это была Джарылгачская коса, пролегшая напротив современного херсонского курортного городка Скадовска.
Вскоре к шхуне подошел сторожевой миноносец, на борту которого лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур в тот же день были доставлены в Севастополь.
Прославился в те дни и экипаж в составе пилота морского прапорщика Кулевича и летчика-наблюдателя поручика Остроградского. На его счету было шесть воздушных боев. Особенно трудным выдался третий. Произошел он, когда экипаж гидроплана выполнял задачу по прикрытию с воздуха каравана наших судов. Вражеский истребитель вынырнул из-за тучи. Его пулеметная очередь повредила мотор. Только чудом удалось удержать подбитую машину от падения. Поверни Кулевич и Остроградский тогда назад, к своему аэродрому, никто бы их не осудил. Однако они, русские летчики, приняли другое решение. Трижды их плохо слушающийся руля самолет бросался в лобовую атаку на врага, чем вынудил того убраться восвояси.
В целом, как подсчитали позже механики, в шести воздушных боях гидроплан морского прапорщика Кулевича и поручика Остроградского получил 28 пулевых пробоин, но ни одно из них, даже пусть угрожай оно неизбежной авиакатастрофой, ни разу не заставило летчиков выйти из боя.
Но вернемся к боевым операциям летчиков-черноморцев. В дни, когда лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур считались без вести пропавшими, был совершен еще ряд массированных бомбардировок, в частности, портовых сооружений Брэилова (Румыния). В последнем случае бомбы, сброшенные с борта 22 гидропланов, вызвали большие пожары на пристани, в доке и на территории складов. Серьезно досталось и находившимся в порту вражеским судам, которых не спасла даже попытка на всех парах уйти вверх по Дунаю. Отбомбившись, наши самолеты на бреющем полете организовали их преследование, в ходе которого обильно поливали противника пулеметным огнем.
В 20-х числах марта - очередной массированный удар с воздуха. На этот раз по фортам и зенитным батареям, расположенным на берегу Босфора. Прицельному бомбометанию не помешали ни плотный заградительный огонь, ни атака неприятельских истребителей. Отряд гидропланов вернулся на свою базу без потерь...
Юрий РЖЕВЦЕВ.
1995 год.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
[img]http://s008.radikal.ru/i304/1102/0c/2c1308c48ba2.jpg[/img]sobkor писал(а):Цитата(sobkor 4 5.12.2010, 13:11) Воинские мемориалы из окна… автофуры
Николай Геннадьевич Семёнов – боец Шумячского районного поискового отряда «Звезда» Смоленской области.
Работает водителем-«дальнебойщиком». В ходе рейсов, если предоставляется такая возможность, фотоаппаратом мобильного телефона фотографирует встречающиеся на пути воинские мемориалы.
Сетует лишь на то, что не все возведённые у шоссейных трасс мемориалы имёют парковки для большегрузного транспорта. Поэтому чаще всего, следуя за рулём фуры, съёмку приходится производить на ходу из окна авто. Качество фото от этого только страдает, а с учётом слабого разрешения встроенного в мобильник фотоаппарата изображение на многих снимки потом вообще не разобрать.
Обидно, по словам Николая Геннадьевича, и от того, что чаще всего на трассах нет никаких предупреждающий знаков-объявлений о том, что впереди мемориал. А когда ты на этом конкретном маршруте впервые, идёшь с крейсерской скоростью и вдруг внезапно на обочине возникает мемориал, то не всегда успеваешь выхватить из кармана мобильный, чтобы сфотографировать…
ИС-2 на постаменте в столицы Карачаево-Черкесскии городе Черкесске. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s008.radikal.ru/i304/1102/0c/2c1308c48ba2.jpg
http://s006.radikal.ru/i215/1102/83/e15937bd118c.jpg
[img]http://s006.radikal.ru/i215/1102/83/e15937bd118c.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
[img]http://s55.radikal.ru/i149/1102/93/e1fe14bc5b15.jpg[/img]sobkor писал(а):Цитата(sobkor 4 5.12.2010, 13:11) Воинские мемориалы из окна… автофуры
Николай Геннадьевич Семёнов – боец Шумячского районного поискового отряда «Звезда» Смоленской области.
Работает водителем-«дальнебойщиком». В ходе рейсов, если предоставляется такая возможность, фотоаппаратом мобильного телефона фотографирует встречающиеся на пути воинские мемориалы.
Сетует лишь на то, что не все возведённые у шоссейных трасс мемориалы имёют парковки для большегрузного транспорта. Поэтому чаще всего, следуя за рулём фуры, съёмку приходится производить на ходу из окна авто. Качество фото от этого только страдает, а с учётом слабого разрешения встроенного в мобильник фотоаппарата изображение на многих снимки потом вообще не разобрать.
Обидно, по словам Николая Геннадьевича, и от того, что чаще всего на трассах нет никаких предупреждающий знаков-объявлений о том, что впереди мемориал. А когда ты на этом конкретном маршруте впервые, идёшь с крейсерской скоростью и вдруг внезапно на обочине возникает мемориал, то не всегда успеваешь выхватить из кармана мобильный, чтобы сфотографировать…
Этот воинский мемориал находится у районного города Ливны Орловской области; 116-й км трассы Орёл - Тамбов. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s55.radikal.ru/i149/1102/93/e1fe14bc5b15.jpg
http://i035.radikal.ru/1102/f7/f6c150bf7c43.jpg
[img]http://i035.radikal.ru/1102/f7/f6c150bf7c43.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
[img]http://s005.radikal.ru/i210/1102/ee/1fee13a5830c.jpg[/img]
Этот воинский мемориал находится у районного города Ливны Орловской области; 116-й км трассы Орёл - Тамбов. Фото Николая СЕМЁНОВА.[/quote]
http://s005.radikal.ru/i210/1102/ee/1fee13a5830c.jpg
http://s005.radikal.ru/i212/1102/ac/3b8689cb4f59.jpg
[img]http://s005.radikal.ru/i212/1102/ac/3b8689cb4f59.jpg[/img]
Этот воинский мемориал находится у районного города Ливны Орловской области; 116-й км трассы Орёл - Тамбов. Фото Николая СЕМЁНОВА.[/quote]
http://s005.radikal.ru/i210/1102/ee/1fee13a5830c.jpg
http://s005.radikal.ru/i212/1102/ac/3b8689cb4f59.jpg
[img]http://s005.radikal.ru/i212/1102/ac/3b8689cb4f59.jpg[/img]
Последний раз редактировалось sobkor 04 фев 2011, 14:28, всего редактировалось 1 раз.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
[img]http://s43.radikal.ru/i100/1102/0b/1bb6715915fb.jpg[/img]
Этот воинский мемориал находится у районного города Ливны Орловской области; 116-й км трассы Орёл - Тамбов. Фото Николая СЕМЁНОВА.[/quote]
http://s43.radikal.ru/i100/1102/0b/1bb6715915fb.jpg
http://i058.radikal.ru/1102/a0/9f6e19e2d364.jpg
[img]http://i058.radikal.ru/1102/a0/9f6e19e2d364.jpg[/img]
Этот воинский мемориал находится у районного города Ливны Орловской области; 116-й км трассы Орёл - Тамбов. Фото Николая СЕМЁНОВА.[/quote]
http://s43.radikal.ru/i100/1102/0b/1bb6715915fb.jpg
http://i058.radikal.ru/1102/a0/9f6e19e2d364.jpg
[img]http://i058.radikal.ru/1102/a0/9f6e19e2d364.jpg[/img]
Последний раз редактировалось sobkor 04 фев 2011, 15:34, всего редактировалось 1 раз.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
http://s58.radikal.ru/i160/1103/ef/b4e37f361caf.jpg
[img]http://s58.radikal.ru/i160/1103/ef/b4e37f361caf.jpg[/img]
Воинский мемориал, установленный в населённом пункте Нарышкино Орловской области. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s60.radikal.ru/i169/1103/3e/2471b68b7161.jpg
[img]http://s60.radikal.ru/i169/1103/3e/2471b68b7161.jpg[/img]
[img]http://s58.radikal.ru/i160/1103/ef/b4e37f361caf.jpg[/img]
Воинский мемориал, установленный в населённом пункте Нарышкино Орловской области. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s60.radikal.ru/i169/1103/3e/2471b68b7161.jpg
[img]http://s60.radikal.ru/i169/1103/3e/2471b68b7161.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
http://s59.radikal.ru/i164/1103/d0/2334bc9641e5.jpg
[img]http://s59.radikal.ru/i164/1103/d0/2334bc9641e5.jpg[/img]
От автора снимка Николая Семёнова: «Этот мемориал - в Карманово Гагаринского района Смоленской области. Только вот самолёт почему-то современный. Там по этому поводу своя легенда есть: вроде как бы начальник местной колонии в память об утонувшем сыне-лётчике гражданской авиации, воздвиг…».
http://s58.radikal.ru/i162/1103/77/5b5a998e0dc3.jpg
[img]http://s58.radikal.ru/i162/1103/77/5b5a998e0dc3.jpg[/img]
[img]http://s59.radikal.ru/i164/1103/d0/2334bc9641e5.jpg[/img]
От автора снимка Николая Семёнова: «Этот мемориал - в Карманово Гагаринского района Смоленской области. Только вот самолёт почему-то современный. Там по этому поводу своя легенда есть: вроде как бы начальник местной колонии в память об утонувшем сыне-лётчике гражданской авиации, воздвиг…».
http://s58.radikal.ru/i162/1103/77/5b5a998e0dc3.jpg
[img]http://s58.radikal.ru/i162/1103/77/5b5a998e0dc3.jpg[/img]
Последний раз редактировалось sobkor 15 мар 2011, 14:20, всего редактировалось 1 раз.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
http://s015.radikal.ru/i330/1103/f3/beee7d900c15.jpg
[img]http://s015.radikal.ru/i330/1103/f3/beee7d900c15.jpg[/img]
Мемориал, возведённый под Новороссийском, в посёлка Верхн[цензура]канский, у трассы М4. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s52.radikal.ru/i136/1103/00/67cf90d18b4c.jpg
[img]http://s52.radikal.ru/i136/1103/00/67cf90d18b4c.jpg[/img]
[img]http://s015.radikal.ru/i330/1103/f3/beee7d900c15.jpg[/img]
Мемориал, возведённый под Новороссийском, в посёлка Верхн[цензура]канский, у трассы М4. Фото Николая СЕМЁНОВА.
http://s52.radikal.ru/i136/1103/00/67cf90d18b4c.jpg
[img]http://s52.radikal.ru/i136/1103/00/67cf90d18b4c.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
От Николая Семёнова:
- Привет с заснеженного юга. Если конкретно, - из Ростовской области. Фото сделано в городе Батайске…
http://i082.radikal.ru/1103/63/6689374712f3.jpg
[img]http://i082.radikal.ru/1103/63/6689374712f3.jpg[/img]
- Привет с заснеженного юга. Если конкретно, - из Ростовской области. Фото сделано в городе Батайске…
http://i082.radikal.ru/1103/63/6689374712f3.jpg
[img]http://i082.radikal.ru/1103/63/6689374712f3.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
http://s56.radikal.ru/i153/1104/40/35c78418fb44.jpg
[img]http://s56.radikal.ru/i153/1104/40/35c78418fb44.jpg[/img]
Из досье газеты «На рубежах Родины»
Сохранение историко-культурного наследия
НА МАРШРУТАХ ДВИЖЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ НАРЯДОВ
Пограничное отделение (застава) в н.п. Урикау расположено в Куртатинском ущелье горной Осетии. Административно-жилой комплекс отделения сдан в эксплуатацию 24 марта 2006 года, и по праву является визитной карточкой одноименного населенного пункта. Комплекс включает в себя административное здание, жилой дом, боксы для хранения и ремонта автомобильной техники, питомник и вольеры для служебных собак, конюшню.
Такие условия положительно сказались на несении службы по охране вверенного участка государственной границы. По итогам оперативно-служебной деятельности за истекший год коллектив погранотделения в числе лучших среди подразделений Пограничного управления ФСБ России по РСО-Алания.
Отрадно отметить, что в зоне ответственности погранотделения в н.п. Урикау сохранилось много памятников далекого прошлого – оборонительные и культовые сооружения, катакомбные могильники и склепы, а также памятники и обелиски, воздвигнутые горцами в прошлом столетии, увековечивающие память погибших при защите Отечества.
Один из них, памятник воинам-куртатинцам, изваянный скульптором Даурбеком Цораевым в 1970 году на народные пожертвования, находится в сотне метров от погранотделения. На небольшом холме стройный красавец конь под седлом низко опустил голову, оплакивая павшего в бою наездника. Вдали от родины сложил свою голову джигит-куртатинец, и могила его неизвестна. А ведь таких воинов-куртатинцев, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны, более двухсот! Их имена высечены у подножия памятника. В скорбном списке и два Героя Советского Союза - генерал-майор Цаликов К. А. и полковник Кцоев П. Н.
Поэтому необычно и волнующе наблюдать со стороны, когда к боевому бронзовому коню подъезжает пограничный конный наряд, чтобы минутой молчания почтить память павших воинов-куртатинцев. Нередко в составе пограничных нарядов, на охрану Государственной границы выходят правнуки погибших. Это молодые парни из горных селений Дзивгис, Цимити, Лац, Хидикус, Верхний Фиагдон принятые на военную службу в пограничные органы по контракту. В их семьях бережно хранятся пожелтевшие фотографии предков, защищавших родной край более шестидесяти лет тому назад.
Нет, не прошла пора подвигов. А граница в любое время передний край, ее часовые всегда на линии огня. Для стражей границы в Куртатинском ущелье, в числе которых Александр Гуляев, Максим Ревазов, Эльбрус Кусов, Марат Кудухов, Артур Сланов, Олег Кочиев, Алан Джиоев, Ацамаз Чибиров, Вячеслав Шумилкин, Зорина Макиева и Залина Шарапутдинова Государственная граница - судьба, образ жизни, сама жизнь. Их объединяет любовь к родному краю с неповторимой и многообразной природой, верность воинскому долгу и традициям пограничной службы.
Куртатинскому ущелью присущи особая красота и неповторимость. На маршруте следования пограничного наряда перед селением Дзивгис есть одно из маленьких природных чудес. Клокочущий далеко внизу Фиагдон пробил в хребте узкую, словно после удара меча щель. В этой огромной расщелине, прикрывая ее от скалы до скалы, застрелял невесть откуда сорвавшийся огромный валун, поросший несколькими деревцами и кустами. Под ним с ревом, покрытый вздымающейся пеной, несется Фиагдон.
На участке службы нарядов находится мезолитическая стоянка Шау-лагат, аланский катакомбный могильник, святилища связанные с языческими и христианскими культами, родовые оборонительные башни и ниже по ущелью - остатки оборонительной стены протяженностью 335 метров. Сейчас от нее остались лишь фрагменты. К сожалению, все эти уникальные памятники подвергались разрушению не только природой, но и “самодеятельными археологами”. С введением пограничной зоны на данной территории грабительские раскопки практически сходят на нет. Все объекты археологического наследия взяты пограничниками на учет. В материалах представленных им Управлением охраны историко-культурным наследием республики представлены описания памятников, их местонахождение, датировка, техническое состояние, площади и координаты углов повторных точек охранных зон, а также многое другое. И результат не замедлил сказаться.
Остерегаясь зеленых фуражек, любители легкой наживы не рискуют приближаться к заброшенной боевой башне «Талахановых» у селения Цимита. Это сооружение интересно высеченным на ней графическим рисунком - петрогрифом. Второй петрогриф, изображающий схематичные фигуры людей и какого-то животного между ними, выбит на одном из склепов близ горного села Цимити.
«Археологи» хорошо уяснили, что застав их на месте совершения преступления, пограничники без кол[цензура]ний передадут их для разбирательства в правоохранительные органы. Сотрудники прокуратуры квалифицируют подобные действия «археологов»по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, а так же по статье 164, определяющей ответственность за хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, тем самым, усилив категорию тяжести преступления. Прецеденты уже были.
Обязанность каждого патриота нашей страны - заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Пример в этом подают сотрудники пограничной службы. Лишь общими усилиями можно сохранить нашим потомкам, завещанное предкам.
Григорий ЗУЕВИЧ.
http://s004.radikal.ru/i208/1104/c7/bfa2530cafb3.jpg
[img]http://s004.radikal.ru/i208/1104/c7/bfa2530cafb3.jpg[/img]
[img]http://s56.radikal.ru/i153/1104/40/35c78418fb44.jpg[/img]
Из досье газеты «На рубежах Родины»
Сохранение историко-культурного наследия
НА МАРШРУТАХ ДВИЖЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ НАРЯДОВ
Пограничное отделение (застава) в н.п. Урикау расположено в Куртатинском ущелье горной Осетии. Административно-жилой комплекс отделения сдан в эксплуатацию 24 марта 2006 года, и по праву является визитной карточкой одноименного населенного пункта. Комплекс включает в себя административное здание, жилой дом, боксы для хранения и ремонта автомобильной техники, питомник и вольеры для служебных собак, конюшню.
Такие условия положительно сказались на несении службы по охране вверенного участка государственной границы. По итогам оперативно-служебной деятельности за истекший год коллектив погранотделения в числе лучших среди подразделений Пограничного управления ФСБ России по РСО-Алания.
Отрадно отметить, что в зоне ответственности погранотделения в н.п. Урикау сохранилось много памятников далекого прошлого – оборонительные и культовые сооружения, катакомбные могильники и склепы, а также памятники и обелиски, воздвигнутые горцами в прошлом столетии, увековечивающие память погибших при защите Отечества.
Один из них, памятник воинам-куртатинцам, изваянный скульптором Даурбеком Цораевым в 1970 году на народные пожертвования, находится в сотне метров от погранотделения. На небольшом холме стройный красавец конь под седлом низко опустил голову, оплакивая павшего в бою наездника. Вдали от родины сложил свою голову джигит-куртатинец, и могила его неизвестна. А ведь таких воинов-куртатинцев, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны, более двухсот! Их имена высечены у подножия памятника. В скорбном списке и два Героя Советского Союза - генерал-майор Цаликов К. А. и полковник Кцоев П. Н.
Поэтому необычно и волнующе наблюдать со стороны, когда к боевому бронзовому коню подъезжает пограничный конный наряд, чтобы минутой молчания почтить память павших воинов-куртатинцев. Нередко в составе пограничных нарядов, на охрану Государственной границы выходят правнуки погибших. Это молодые парни из горных селений Дзивгис, Цимити, Лац, Хидикус, Верхний Фиагдон принятые на военную службу в пограничные органы по контракту. В их семьях бережно хранятся пожелтевшие фотографии предков, защищавших родной край более шестидесяти лет тому назад.
Нет, не прошла пора подвигов. А граница в любое время передний край, ее часовые всегда на линии огня. Для стражей границы в Куртатинском ущелье, в числе которых Александр Гуляев, Максим Ревазов, Эльбрус Кусов, Марат Кудухов, Артур Сланов, Олег Кочиев, Алан Джиоев, Ацамаз Чибиров, Вячеслав Шумилкин, Зорина Макиева и Залина Шарапутдинова Государственная граница - судьба, образ жизни, сама жизнь. Их объединяет любовь к родному краю с неповторимой и многообразной природой, верность воинскому долгу и традициям пограничной службы.
Куртатинскому ущелью присущи особая красота и неповторимость. На маршруте следования пограничного наряда перед селением Дзивгис есть одно из маленьких природных чудес. Клокочущий далеко внизу Фиагдон пробил в хребте узкую, словно после удара меча щель. В этой огромной расщелине, прикрывая ее от скалы до скалы, застрелял невесть откуда сорвавшийся огромный валун, поросший несколькими деревцами и кустами. Под ним с ревом, покрытый вздымающейся пеной, несется Фиагдон.
На участке службы нарядов находится мезолитическая стоянка Шау-лагат, аланский катакомбный могильник, святилища связанные с языческими и христианскими культами, родовые оборонительные башни и ниже по ущелью - остатки оборонительной стены протяженностью 335 метров. Сейчас от нее остались лишь фрагменты. К сожалению, все эти уникальные памятники подвергались разрушению не только природой, но и “самодеятельными археологами”. С введением пограничной зоны на данной территории грабительские раскопки практически сходят на нет. Все объекты археологического наследия взяты пограничниками на учет. В материалах представленных им Управлением охраны историко-культурным наследием республики представлены описания памятников, их местонахождение, датировка, техническое состояние, площади и координаты углов повторных точек охранных зон, а также многое другое. И результат не замедлил сказаться.
Остерегаясь зеленых фуражек, любители легкой наживы не рискуют приближаться к заброшенной боевой башне «Талахановых» у селения Цимита. Это сооружение интересно высеченным на ней графическим рисунком - петрогрифом. Второй петрогриф, изображающий схематичные фигуры людей и какого-то животного между ними, выбит на одном из склепов близ горного села Цимити.
«Археологи» хорошо уяснили, что застав их на месте совершения преступления, пограничники без кол[цензура]ний передадут их для разбирательства в правоохранительные органы. Сотрудники прокуратуры квалифицируют подобные действия «археологов»по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, а так же по статье 164, определяющей ответственность за хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, тем самым, усилив категорию тяжести преступления. Прецеденты уже были.
Обязанность каждого патриота нашей страны - заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Пример в этом подают сотрудники пограничной службы. Лишь общими усилиями можно сохранить нашим потомкам, завещанное предкам.
Григорий ЗУЕВИЧ.
http://s004.radikal.ru/i208/1104/c7/bfa2530cafb3.jpg
[img]http://s004.radikal.ru/i208/1104/c7/bfa2530cafb3.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
Из досье журнала МВД России «Полиция России»
«ЧЕРНЫЕ» АРХЕОЛОГИИ СЮДА НЕ СУЮТСЯ
Пограничное отделение (застава) «Урикау» расположено в Куртатинском ущелье горной Осетии. По итогам оперативно-служебной деятельности за 2010 год оно в числе лучших среди подразделений Пограничного управления ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания.
Достопримечательность этих мест - множество памятников культурного наследия горцев: оборонительные и культовые сооружения, катакомбные могильники и склепы, а также памятники и обелиски, увековечивающие память советских и российских воинов, погибших при защите Отечества.
Остерегаясь «зеленых фуражек», работающих на правоохранительной ниве в тесном взаимодействии с местной полицией, «черные» археологи не рискуют сюда соваться. Знают: неминуемо будут взяты с поличным с последующей передачей в руки правосудия. А прецеденты тому, поясним, уже были и немало!..
Григорий ЗУЕВИЧ.
«ЧЕРНЫЕ» АРХЕОЛОГИИ СЮДА НЕ СУЮТСЯ
Пограничное отделение (застава) «Урикау» расположено в Куртатинском ущелье горной Осетии. По итогам оперативно-служебной деятельности за 2010 год оно в числе лучших среди подразделений Пограничного управления ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания.
Достопримечательность этих мест - множество памятников культурного наследия горцев: оборонительные и культовые сооружения, катакомбные могильники и склепы, а также памятники и обелиски, увековечивающие память советских и российских воинов, погибших при защите Отечества.
Остерегаясь «зеленых фуражек», работающих на правоохранительной ниве в тесном взаимодействии с местной полицией, «черные» археологи не рискуют сюда соваться. Знают: неминуемо будут взяты с поличным с последующей передачей в руки правосудия. А прецеденты тому, поясним, уже были и немало!..
Григорий ЗУЕВИЧ.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
Из досье журнала МВД России «Полиция России»
Эти редкие, уникальные снимки, на которых запечатлён первый космонавт Земли Юрий Гагарин, - из домашних архивов ветеранов космодрома «Байконур». А бережно собраны они и предоставлены редакции нашим давним другом и автором, профессиональным фотохудожником из Байконура Назайбеком ЕСЕНТАЕВЫМ, за что мы его от имени своих читателей искренне благодарим!
http://s53.radikal.ru/i139/1104/80/5984d8dd7bf2.jpg
[img]http://s53.radikal.ru/i139/1104/80/5984d8dd7bf2.jpg[/img]
http://i012.radikal.ru/1104/44/662febbede02.jpg
[img]http://i012.radikal.ru/1104/44/662febbede02.jpg[/img]
http://s009.radikal.ru/i310/1104/1c/0e74ceaaf6cf.jpg
[img]http://s009.radikal.ru/i310/1104/1c/0e74ceaaf6cf.jpg[/img]
http://s42.radikal.ru/i098/1104/31/de4306d69b2c.jpg
[img]http://s42.radikal.ru/i098/1104/31/de4306d69b2c.jpg[/img]
Эти редкие, уникальные снимки, на которых запечатлён первый космонавт Земли Юрий Гагарин, - из домашних архивов ветеранов космодрома «Байконур». А бережно собраны они и предоставлены редакции нашим давним другом и автором, профессиональным фотохудожником из Байконура Назайбеком ЕСЕНТАЕВЫМ, за что мы его от имени своих читателей искренне благодарим!
http://s53.radikal.ru/i139/1104/80/5984d8dd7bf2.jpg
[img]http://s53.radikal.ru/i139/1104/80/5984d8dd7bf2.jpg[/img]
http://i012.radikal.ru/1104/44/662febbede02.jpg
[img]http://i012.radikal.ru/1104/44/662febbede02.jpg[/img]
http://s009.radikal.ru/i310/1104/1c/0e74ceaaf6cf.jpg
[img]http://s009.radikal.ru/i310/1104/1c/0e74ceaaf6cf.jpg[/img]
http://s42.radikal.ru/i098/1104/31/de4306d69b2c.jpg
[img]http://s42.radikal.ru/i098/1104/31/de4306d69b2c.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
Снимки, которые ниже, также представлены профессиональным фотохудожником из Байконура Назайбеком ЕСЕНТАЕВЫМ:
http://s50.radikal.ru/i128/1104/f3/5883b29c53c1.jpg
[img]http://s50.radikal.ru/i128/1104/f3/5883b29c53c1.jpg[/img]
http://i051.radikal.ru/1104/3a/afe370736ea6.jpg
[img]http://i051.radikal.ru/1104/3a/afe370736ea6.jpg[/img]
http://s56.radikal.ru/i153/1104/e6/c036104fc612.jpg
[img]http://s56.radikal.ru/i153/1104/e6/c036104fc612.jpg[/img]
http://s50.radikal.ru/i128/1104/f3/5883b29c53c1.jpg
[img]http://s50.radikal.ru/i128/1104/f3/5883b29c53c1.jpg[/img]
http://i051.radikal.ru/1104/3a/afe370736ea6.jpg
[img]http://i051.radikal.ru/1104/3a/afe370736ea6.jpg[/img]
http://s56.radikal.ru/i153/1104/e6/c036104fc612.jpg
[img]http://s56.radikal.ru/i153/1104/e6/c036104fc612.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
НА ПОСТУ – С АЛЕБАРДОЙ В РУКАХ
В первой половине XIX века рядовыми чинами городской полиции являлись городские стражи, прозванные в народе будочниками за то, что их пост был оборудован сторожевой будкой.
В дисциплинарном порядке они подчинялись приставу исполнительных дел, квартальному надзирателю и его помощнику, а также «своему» унтер-офицеру городской стражи.
На каждую будку полагалось три городских стража: один вооруженный и одетый по форме стоял на часах, второй выполнял обязанности подчаска, то есть, говоря современным языком, караульного, а третий отдыхал.
Каждый городской страж был обязан:
- знать сколько на охраняемой им территории находится жилых домой, производственных объектов (фабрик, мануфактур, мастерских и т.д.), лавок, кухмистерских, харчевен и питейных заведений, включая трактиры. Плюс – кому те принадлежат в порядке частной собственности;
- приходить на помощь всякому, кто бы ее не требовал вблизи будки или же в одном из соседних кварталов. В случае, если от будки до места происшествия было далеко, то туда незамедлительно посылался подчасок.
Вооружение городских стражей составляла ал[цензура]рда, которую 21 сентября (по старому стилю) 1856 года Высочайше было повялено «отменить и впредь стоять на часах с тесаками, имея их в ножнах».
В особых случаях городские стражи при выполнении ими служебных обязанностей вооружались ружьями.
Подготовил Юрий РЖЕВЦЕВ.
НА ИЛЛЮСТРАЦИИ: городской страж в зимнем обмундировании в момент выполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка. Рисунок из альбома 1840-х гг.
http://i013.radikal.ru/1104/af/a791258b1c33.jpg
[img]http://i013.radikal.ru/1104/af/a791258b1c33.jpg[/img]
В первой половине XIX века рядовыми чинами городской полиции являлись городские стражи, прозванные в народе будочниками за то, что их пост был оборудован сторожевой будкой.
В дисциплинарном порядке они подчинялись приставу исполнительных дел, квартальному надзирателю и его помощнику, а также «своему» унтер-офицеру городской стражи.
На каждую будку полагалось три городских стража: один вооруженный и одетый по форме стоял на часах, второй выполнял обязанности подчаска, то есть, говоря современным языком, караульного, а третий отдыхал.
Каждый городской страж был обязан:
- знать сколько на охраняемой им территории находится жилых домой, производственных объектов (фабрик, мануфактур, мастерских и т.д.), лавок, кухмистерских, харчевен и питейных заведений, включая трактиры. Плюс – кому те принадлежат в порядке частной собственности;
- приходить на помощь всякому, кто бы ее не требовал вблизи будки или же в одном из соседних кварталов. В случае, если от будки до места происшествия было далеко, то туда незамедлительно посылался подчасок.
Вооружение городских стражей составляла ал[цензура]рда, которую 21 сентября (по старому стилю) 1856 года Высочайше было повялено «отменить и впредь стоять на часах с тесаками, имея их в ножнах».
В особых случаях городские стражи при выполнении ими служебных обязанностей вооружались ружьями.
Подготовил Юрий РЖЕВЦЕВ.
НА ИЛЛЮСТРАЦИИ: городской страж в зимнем обмундировании в момент выполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка. Рисунок из альбома 1840-х гг.
http://i013.radikal.ru/1104/af/a791258b1c33.jpg
[img]http://i013.radikal.ru/1104/af/a791258b1c33.jpg[/img]
-
- Форумчанин
- Сообщения: 7584
- Зарегистрирован: 08 авг 2005, 19:04
- Откуда: Калининград
- Контактная информация:
http://s013.radikal.ru/i325/1105/72/e9e1f9f8845d.jpg
[img]http://s013.radikal.ru/i325/1105/72/e9e1f9f8845d.jpg[/img]
Воинский некрополь крымского города Ялты в фотографиях участника Форума под ником Трианон. На представленных снимках - могила легендарного чекиста Иосифа Станиславовича Кибартаса (он же - Киборт). Годы жизни героя - 1894-1936. Подробнее здесь - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=4270.0
Напомню, что в Калининградской области дислоцируется пограничная застава (отделение) имени И.С. Кибартаса (Киборта)...
http://i028.radikal.ru/1105/53/4ad97120e66e.jpg
[img]http://i028.radikal.ru/1105/53/4ad97120e66e.jpg[/img]
[img]http://s013.radikal.ru/i325/1105/72/e9e1f9f8845d.jpg[/img]
Воинский некрополь крымского города Ялты в фотографиях участника Форума под ником Трианон. На представленных снимках - могила легендарного чекиста Иосифа Станиславовича Кибартаса (он же - Киборт). Годы жизни героя - 1894-1936. Подробнее здесь - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=4270.0
Напомню, что в Калининградской области дислоцируется пограничная застава (отделение) имени И.С. Кибартаса (Киборта)...
http://i028.radikal.ru/1105/53/4ad97120e66e.jpg
[img]http://i028.radikal.ru/1105/53/4ad97120e66e.jpg[/img]
Последний раз редактировалось sobkor 16 май 2011, 08:53, всего редактировалось 1 раз.